Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер»
В прошедший период мировые цены на нефть снижались под влиянием роста поставок нефти из стран ОПЕК+ и роста производства в США, вследствие чего продолжали расти запасы в странах ОЭСР. Усилило негативную тенденцию разрешение США основным покупателям иранской нефти продолжить закупки в течение следующих 180 дней. В связи с отсрочкой санкций уровень иранского экспорта тут же подскочил, а Иран повысил отпускные цены для клиентов.
Кроме того, Китай и Индия также заявили, что продолжат покупать нефть и после этого срока, в связи с чем Индией разработана схема оплаты нефти в рупиях. Китай продолжает совместно с иранскими компаниями разработку месторождений в Иране и не планирует прекращать работы по добыче и поставкам нефти. Турция также сообщила о том, что продолжит закупать в Иране нефть и газ, несмотря на санкции США.
По ноябрьскому отчету Минэнерго США, избыток на мировой рынке нефти в октябре составил около 2 млн бар. в сутки и сохранится в ноябре. В результате цены на сорт WTI опустились ниже психологического уровня $60 до уровня $59,7, а цены на сорт Brent – ниже уровня $70 до уровня $69,62. Спред между сортами нефти по состоянию на 8 ноября 2018 г. составил $9,98, отношение спреда к цене сорта WTI составило 16,4%.
Поддержку рынку оказала авария в Северном море, где у берегов Норвегии танкер столкнулся с фрегатом, но это не вызвало существенных перебоев в поставках. Кроме того, ОПЕК+ вновь заговорила о необходимости возврата к сокращению добычи с 2019 г.
Также Саудовская Аравия начала говорить о возможном роспуске ОПЕК, что было бы выгодно для стран ОПЕК и Саудовской Аравии в первую очередь. Это демонстрирует нарастающий раскол в рядах ОПЕК. Министр нефти Ирана направил письмо в секретариат ОПЕК с предложением ликвидировать мониторинговые комитеты по сделке ОПЕК+, т.к. необходимость в них отпала из-за фактического прекращения действия соглашения.
Уточняется, что Иран уже не может использовать свою долю в рамках договоренностей, т.к. в настоящее время уровень иранского экспорта определяется США, и Иран рассчитывает сохранить поставки на уровне 1,1 млн бар. в сутки. При этом Саудовской Аравии и России предлагается сократить добычу на 1 млн бар. в сутки, если политика ограничения добычи всё ещё будет считаться достойной сохранения.
Согласно отраслевым оценкам экспорт нефти из Ирана сохранится в пределах 1-1,5 млн бар. в сутки, но также вырастет доля теневого экспорта, что будет постоянно формировать избыточные запасы на рынке и мешать регулированию баланса. Основными источниками неопределённости для ОПЕК+ являются состояние мировой экономики и потребление нефти, а также производство на сланцевых месторождениях в США.
Минэнерго США резко повысило прогноз производства нефти в США (до 12,06 млн бар. в сутки в 2019 г.), что на 1,8% превышает уровень производства в 2018 г. Также был произведён пересмотр производства за последние три месяца до 11,35-11,45 млн бар. в сутки, что уже превышает уровень российского производства. В связи с этим очень понятна политика санкций США, проводимая в отношении российских нефтяных компаний, продающих нефть за доллары США.
В случае запрета или затруднения оплаты бизнес-цепочки могут быть разрушены, после чего доля рынка, в первую очередь европейского, отойдёт к американским поставщикам. Тем более что трубопроводы, запуск которых не состоится в конце 2018 г., могут быть полностью введены в 2019 г. и экспорт нефти из США сможет увеличиться до 3-4 млн бар. в сутки. В связи с этим российские нефтяные компании пытаются ввести изменения в новых контрактах на 2019 г., нивелирующие отказ от оплаты за товар из-за санкций. Покупателям предлагается платить в других валютах, платить штраф или возвращать товар продавцу.
По мнению ведущих мировых нефтетрейдеров, цены на нефть в следующем году останутся высокими и могут даже достичь $100 за баррель, что было озвучено в рамках прошедшей в предыдущие две недели отраслевой конференции. В связи с этим текущее снижение цен можно также связать с множеством проводимых долгосрочных тендеров, на которых падающие цены позволяют выторговать лучшие условия. При этом общие оценки рынка и пожелания для следующего года сходятся в районе $65-75.
Впрочем, есть небольшая надежда, что падающие цены на нефть подстегнут угасающий экономический рост и ожидаемый спад в мировой экономике не состоится, а пониженные цены, напротив, будут способствовать экономическому росту. При этом будущему мирового экономического роста начали угрожать возрастающие риски фискальной позиции США, которые достигнут «пика» дисбаланса в 2019-2020 годах.
11 ноября в Абу-Даби состоится заседание министерского комитета членов ОПЕК+, на котором будут обсуждаться рынок и перспективы на 2019 г., а 6-7 декабря в Вене состоится заседание ОПЕК. В ходе декабрьского заседания планируется подписание соглашения о сотрудничестве стран ОПЕК+ во главе с Россией.
По данным опроса Reuters, в октябре 2018 г. добыча нефти в странах ОПЕК выросла на 1,2% к сентябрю 2018 г. до 33 млн бар. в сутки. Наибольший прирост добычи наблюдался в ОАЭ (+6,6%), в Ливии (+16,2%), в Анголе (+2,0%). Добыча в Саудовской Аравии составила 10,65 млн бар. в сутки (+1,1%). Добыча в Иране снизилась до 3,35 млн бар. в сутки (-2,9%), в Венесуэле – до 1,18 млн бар. в сутки (-5,6%). Дисциплина соблюдения пакта ОПЕК+ в октябре составила 107%. Впрочем, рынок нефти в следующем году могут ожидать значительные сюрпризы. К примеру, Венесуэла в первой половине 2019 г. готовится представить ОПЕК новую криптовалюту «Петро», привязанную к запасам нефти, в которой планируется оплата сделок купли-продажи нефти. Министр нефти Венесуэлы сообщил о скором переходе страны на продажи нефти и нефтепродуктов в новой валюте, а также привал потребителей зарегистрироваться в «цифровом кошельке».
Во второй половине 2019 г. начнётся переход рынка на более жёсткие правила в использовании топлива для морского транспорта, в связи с чем ожидается рост проса на дизельное топливо и светлые сорта нефти. Скорее всего, формирующийся избыток лёгких сортов может быть поглощен рынком уже в 2020 г.
Общие запасы нефти и нефтепродуктов в США на 2 ноября 2018 г. упали на 4,6 млн бар. и
составили 1908,1 млн бар. Запасы сырой нефти за прошедшую неделю выросли на 5,8 млн бар. к аналогичной дате прошлого года, импорт нефти вырос до 7,539 млн бар. в сутки,
экспорт снизился до 2,080 млн бар. в сутки, внутреннее производство резко выросло до 11,6 млн бар. в сутки в связи с открытием трубопровода.
По состоянию на 2 ноября 2018 г. запасы нефти в Cushing составили 34,3 млн бар. против
31,9 млн бар. на позапрошлой неделе и 64,6 млн бар. год назад. Запасы в стратегическом
резерве США снова снизились на 0,2 млн бар. к прошлой неделе и составили 654,7 млн бар.
По данным компании Baker Hughes, по состоянию на 2 ноября 2018 г. количество нефтяных скважин на месторождениях США снизилось на 1 единицу к предыдущей неделе и составило 874 единицы против 729 единиц на эту же дату 2017 г. По практике временной лаг между изменением цен и количеством веденных в эксплуатацию буровых установок обычно составляет 9-12 месяцев. Таким образом, всплеск производства, зарегистрированный в первые десять месяцев текущего года, является следствием резкого повышения цен на нефть во второй половине 2017 г. и в 2018 г.
Политика США, направленная на вытеснение конкурентов с рынка и постоянный рост цен, преследует цель поддержания растущего уровня производства в будущем. Однако текущее снижение цен и усиление конкурентной борьбы на рынках могут в среднем понизить ценовой уровень, а отсутствие значимого прироста количества пробуренных скважин приведёт к замедлению роста добычи во втором и третьем кварталах 2019 г.
По данным GAC, импорт нефти в Китай в октябре 2018 г. вырос на 9,1% в месячном выражении и на 30,8%! в годовом выражении до 40,59 млн тонн. Резкому росту импорта способствовало введение санкций против Ирана, стремление реализовать квоты до конца года независимыми НПЗ и продолжающимся наращиванием стратегического резерва.
Импорт нефти за 10 месяцев 2018 г. вырос на 8,1% к аналогичному периоду 2017 г. до
377,16 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов из Китая в октябре 2018 г. вырос на 3,7% в годовом выражении до 4 млн тонн, общий экспорт с начала года составил 48,09 млн тонн, что на 19,4% выше, чем в аналогичный период прошлого года.