Продолжение, начало:
Торговая стратегия ч. 1
В общем случае необходимо признать, что точно прогнозировать движение цен невозможно. Котировки зависят от сделок множества участников рынка и предсказать конкретное движение в данный момент можно только случайно. Аналогично, не представляется возможным точно определить момент разворота тренда в том или ином инструменте, хотя по объёму торгов и некоторым фигурам теханализа можно сделать вывод, например, об окончании сильного медвежьего или бычьего тренда.
Взяв эти умозаключения за принципы работы на рынке, я решил начинать
открытие длинных позиций с малой лотажности. Логика действия следующая: покупаем 100 акций выбранной компании и смотрим на динамику цены. Если цена идёт в нашу сторону, то в соответствии с первым правилом лонговая позиция вверх никогда не усредняется, а подыскивается другой инструмент для набора позиции. Говоря проще, «пирамидинг» по ап-тренду полностью исключён. Если цена идёт против нас, то продолжается набор позиции, средняя начинает движение вниз вслед за «медвежьим» трендом. Наиболее комфортны низкие цены, в диапазоне $5-$20 за акцию. Здесь с психологической точки зрения важно соотношение прибыль/убыток: маловероятно, что крупная компания будет торговаться около 0, и даже если цена уйдёт значительно ниже, изначальная ставка была небольшой и мы теряем немного. Если же случится разворот, то возможны два варианта: либо мы заработаем немного, не успев набрать достаточную позу, либо в процессе усреднения наберём достаточный объём к моменту, когда в инструменте начнётся бычий тренд и наша прибыль будет значительной. Этот метод называется
мартингейлом, и он позволяет достичь самого главного -
выжить на рынке.
Инструменты выбираются по следующим признакам:
- Капитализация — миллиарды долларов. Компании с капитализацией в десятки и сотни миллионов не рассматриваются. Миллиардный бизнес представляется более стабильным, им сложнее манипулировать спекулянтам, вероятность делистинга и банкротства ниже, хотя и не исключена. На биржах NYSE/NASDAQ зарегистрированы многие сотни компаний с капитализацией более $1 млрд., как в США, так и за их пределами, поэтому выбирать есть из чего.
- Исключаются акции биотеха и всяких новомодных стартапов, вроде Fitbit, GoPro, Snapchat и т. д. В биотехах много low-cap компаний, цель которых — под какую-то сомнительную идею выйти на IPO, собрать деньги инвесторов, часть потратить на себя, часть «отожмут» медведи, потом penny stock и делистинг. Не исключено, что через какое-то время эти же люди организуют какое-нибудь новое выгодное предприятие и далее по кругу. Так, например, я погорел на акциях RTTR (правда, оставил там не очень много — полторы зарплаты, но этот урок я запомнил).
- Акции компании торгуются у нижней границы торгового диапазона или на исторических лоях, вызванных каким-то кризисом внутри компании или кризисом на мировой арене. Примеры — AMD, GE, LPL, TUR, TKC, JD и многие другие. Обычно цена акций подобных компаний опускается ниже исторических значений за последнее одно-два десятилетия. При этом эти компании остаются лидерами в своих областях, просто в их деятельности наступила «чёрная полоса». Например, AMD обладала огромным накопленным техническим опытом и множеством патентов в интегрированных цепях, а продавалась по цене мусора. LG Display обладает уникальными наработками в технологиях OLED для матриц крупных размеров, подобных нет нигде за пределами Южной Кореи. Turkcell является крупнейшим оператором сотовой связи Турции и никуда не собирается исчезать.
В последнее время я уделяю больше внимания акциям, которые платят хорошие
дивиденды. Див. доходность определяется как величина дивидендов/цена акции. Чем ниже цена, тем больше дивидендный доход. Дивиденды являются той пилюлей, которая подслащивает горечь просадки и мотивирует инвестора держать акцию долгосрочно и набирать позицию. В крайнем случае, дивиденды могут покрыть издержки по оплате маржинального плеча, предоставляемого брокером.