Первая часть обзора нефтяного сектора получилась достаточно большой (можно почитать ТУТ), в этот раз постараюсь немного сократить рассуждения, но затронуть основные моменты.
В связи с большой загруженностью, связанной с сезоном отчетностей по основной работе в конце года, свободного времени было не очень много. Сейчас еще готовлюсь к предстоящему вебинару 25 октября, где я расскажу о своем подходе к инвестированию, как удается совмещать основную работу и фондовый рынок и многое другое. Кому интересно, приходите буду рад вас видеть (ССЫЛКА).
Электромобили VS ДВС
Теперь рассмотрим острый вопрос вытеснения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электромобилями.
Ниже приведена диаграмма за 2017 год по продажам а/м в мире, где электромобили занимают всего 1,3%, а автомобильный парк составляет 0,3%.
Но это временно, скажите вы, тогда обращаемся к правой диаграмме, где показан прогноз изменения потребления нефти по отраслям. Незначительное сокращение использования нефти для легковых а/м перекрывается спросом на нефть в нефтехимии, авиации, морском и грузовом транспорте.
Я примерно так же отношусь к разговорам о замещении ДВС со стороны электромобилей. Основная деятельность у меня связана как раз с электроникой и робототехникой, по опыту могу сказать, что на данном этапе развития, аккумуляторы еще очень ненадежные и у них резко увеличивается износ при низких температурах. Бывает и такое, что емкость ячейки не соответствует заявленной, иногда на порядок, а аккумулятор в автомобиле состоит из сотен, если не тысяч ячеек (рассматриваем LI-ION аккумы). Часть ячеек соединяют последовательно для увеличения напряжения, а часть параллельно, для увеличения емкости. Так вот, одна бракованная ячейка выведет аккум из строя гораздо быстрее его заявленного срока службы. Так же нужно учитывать постоянные циклы заряд/разряд, даже у самых хороших аккумов этот показатель не превышает 500 циклов, после чего начинает падать полезная емкость. К вопросу экологичности электромобилей, на сколько мне известно, в РФ не умеют утилизировать такие (да и любые другие) аккумуляторы, нет заводов, их просто складируют в запаянных металлических контейнерах в ожидании, что такие заводы рано или поздно все-таки появятся. А многие недобросовестные сервисные центры могут такие аккумы утилизировать, закапывая в землю, так о какой экологичности электромобилей тогда может идти речь?
С другой стороны, в этом направлении двигаться нужно, но на это потребуется не 10 и даже не 20 лет, чтобы хотя бы на 30% заместить авто с ДВС.
К чему вся эта лирика? А к тому, что нефть в ближайшие годы будет так же востребована, как и сейчас. Есть вероятность, что придумают новые аккумуляторы, как в фильме «Терминатор», вроде топливных элементов в виде мини реактора, вот тогда и вернемся к вопросу потребности в нефти снова.
Сейчас заглянем в Газпромнефть
Как и в случае с Лукойлом, оценим доказанные запасы углеводородов.
Вспоминается позиция Лукойла, как лидера по доказанным запасам. Я обещал проверить это суждение, что сейчас и сделаю.
Доказанные запасы Лукойла составляют 16 млрд. барр. н.э, у ГПнефти 1522 млн т. н.э. Переведем тонны в баррели и получим, что у ГПнефти доказанные запасы составляют примерно 9,6 млрд. барр. н.э. Пока у Лукойла действительно почти двукратное преимущество.
Тем не менее, при средней добыче в 90 млн. т. н.э. у ГПнефти, доказанных запасов хватит на 15+ лет.
Посмотрим на динамику добычи углеводородов:
С 2013 года добыча выросла почти на 43%. По планам самой компании, к 2025 году ожидается выход на добычу в 100 млн. т. н.э. Как видно из диаграммы, при росте добычи, доказанные запасы практически не сокращаются, в отличии от Лукойла. Это происходит в следствии того, что компания ежегодно открывает новые месторождения, доказанные запасы которых покрывают объемы добычи.
Газпромнефть сейчас изучает возможности разработки Баженовской свиты, запасы которой по предварительным оценкам могут достигать более 60 млрд. т. н.э… (http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1509341/)
«В минувшем году мы открыли «Технологический центр Бажен», задачей которого является создание технологий и оборудования для разработки баженовской свиты. Успех этого проекта имеет огромное значение для всей нефтяной отрасли России.»
А. Дюков
У баженовской свиты огромный потенциал. В результате разработки необходимых технологий уже к 2025 г. объем добычи нефти из баженовской свиты достигнет 10 млн т. в год, из них 2,5 млн т. будет приходиться на долю «Газпром нефти». Вопрос, какая будет себестоимость этой нефти и сколько к тому времени будет стоить нефть?
География деятельности
Компания работает в крупнейших нефтегазоносных регионах России. Кроме того, «Газпром нефть» реализует проекты в области добычи за пределами России – в Ираке, Венесуэле и других странах. Основные перерабатывающие мощности Компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии.
География достаточно обширная, что диверсифицирует риски, теперь сравним, какой объем сырой нефти компания продает и какой объем перерабатывает на собственных НПЗ.
Как видно из диаграмм, динамика переработки нефти падает, а динамика продажи сырой нефти растет. Снижение переработки в первую очередь связано с модернизацией собственных НПЗ и плановыми кап. ремонтами. В продажах сырой нефти доминирует экспорт, что не удивительно с ростом стоимости нефти:
Так же на увеличение экспорта сырой нефти в перспективе будет влиять налоговый маневр, который я описывал в предыдущем обзоре. Нужно дождаться окончательных решений по возмещению убытков от налогового маневра для НПЗ и потом сделаем выводы.
По годовым отчетам строим прогноз, но при этом продолжаем следить за динамикой из промежуточных отчетов. За 1 полугодие доля переработки нефти на НПЗ вновь начала рост:
Так же подросла глубина переработки:
В прошлом обзоре я так же писал свое мнение, почему выгоднее продавать готовые продукты, а не сырье, как для экономики, так и для компании в целом.
Производственные показатели растут, это показатель работы менеджмента и компании в целом. В связи с тем, что на выручку влияют 2 фактора, рост объема продаж и рост цены продаж. Последний фактор при этом невозможно предсказать (пример Фосагро).
АКТИВЫ
Здесь график говорит сам за себя, мне нечего добавить.
ВЫРУЧКА
Выручка растет, а мы уже убедились, что это не только благодаря росту цен на нефть, но и за счет роста добычи нефти и газа. Стоит так же отметить, что из-за сделки с ОПЕК наши добывающие компании не могут сильно наращивать добычу, но рост цен на сырье немного сглаживает этот фактор.
Чистая прибыль и денежный поток
В 2017 году был новый максимум.
EBITDA и Чистый долг
EBITDA растет с 2015 года, чистый долг незначительно снизился, отношение ND/EBITDA ниже 1.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
За 1 полугодие виден рост, можно на него не обращать внимания, т.к. EBITDA взята LTM, а выручка только за полгода, не стал пересчитывать. До 2017 года видно, что рентабельность капитала выше 10%, в пиках приближается к 20%, для нашего рынка это отличный показатель.
Ну и самое сладкое, это дивиденды:
Компания стабильно платит около 25% чистой прибыли в виде дивидендов, при этом, практически все в отрасли платят 50%+ дивидендов от ЧП. В связи с хорошими доходами в этом году и ростом чистой прибыли, Дюков говорил, что есть вероятность выплаты 35% от ЧП за 2018 год, но будет зависеть от решения совета директоров.
Лично я держу ГПнефть, держу уже почти 2 года с момента первой покупки. Акция занимает около 5% в портфеле.
Мы видим, что Роснефть обращается в ФАС на Лукойл, пытается укусить его, недавнее прошлое показывает, что такие укусы могут плохо кончится. Я не думаю, что Лукойлу что-то грозит, но есть риски, в связи с чем немного сократил долю, правда у меня в портфеле цена удвоилась и сократить на 5000 руб было разумное решение. По ГПнефти пока есть только один риск, что сам Газпром выкупит принудительно акции, его доля 95+%, имеет полное право. Но с другой стороны, из-за низкого FREEFLOAT компанию не покупают крупные фонды, благодаря чему акция не сложится в разы в случае очередного кризиса. Но по текущим ценам не докупаю, буду ждать когда припадет хотя бы на 350 руб.
Всем успешных инвестиций!
И еще раз напоминаю, всех желающих приглашаю на бесплатный вебинар.
А причем тут РФ? Рассматривается мировое потребление, а потом вот такие дрова " В РФ не умеют"
"Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США — около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии — около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором."
И то что не умеют в РФ это проблемы собственно РФ, а не всего мира.