По данным UPU
В мире работает свыше 677 тыс. отделений почтовой связи.
В отрасли занято свыше 5,3 млн человек.
В 2016 году из 7,4 млрд населения Земли 3,4 млрд человек отправляли корреспонденцию почтой.
Государственное дело
Когда появилась почта? Установлено, что в Китае такая система работала еще в 1027-249 г. до н.э. при династии Чжоу. Много пишут об Ангарионе — почтовой службе Первой Персидской империи (540 до н. э.). Древний Египет, Греция, Рим — картина складывается примерно одна и та же. Первые почтовые службы создавались государством для нужд государства и управлялись чиновниками. Для контроля над страной и армией необходима была система коммуникаций. Власть обеспечивала и необходимую инфраструктуру: дороги и станции. Частная информация отправлялась с рабами и слугами или с оказией — попутными кораблями и караванами.
Рождение конкурентов
Одна из первых частных почтовых служб — Турн-и-Таксис (von Thurn und Taxis) — появилась в Европе в 1490 году и просуществовала почти 400 лет. Дворянский род Тассо (Тассис, Таксис) содержал её на свои средства. Но по договоренности с государством. И обслуживала почта в основном императорский двор, хотя и была доступна для прочих клиентов. Компания открыла отделения в Испании, Германии, Австрии, Италии, Венгрии и нынешних Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. Частный бизнес развивался и стал претендовать на весь почтовый рынок Германии. Но империя слабела, а государственная почта наступала. И в 1867 году дом Таксисов за 3 млн талеров отказался от своих притязаний в пользу правительства Пруссии. В XIX веке государственные почтовые службы становятся общедоступными и к началу XX века практически монополизируют рынок. «Частники» вынуждены играть по их правилам.
Вам посылка!
В 1907 году в полуподвальном помещении Сиэтла два американца на 100 занятых долларов открыли бизнес по курьерской доставке. Так началась история одного из крупнейших частных игроков этого рынка — UPS. В 1922 году он купил компанию, которая доставляла грузы от производителя продавцу, и стал перевозить товары всем желающим, как и федеральная почтовая служба USPS. Еще один неприятный сюрприз государственной почте UPS преподнесла, когда изобрела ленточный транспортер для сортировки грузов. В 1929 году компания привлекла для доставки частных авиаперевозчиков. Впрочем, этой инициативе «крылья подрезала» Великая депрессия, но саму компанию потопить не смогла.
В 1971 году на рынке появляется еще один будущий тяжеловес — FedEx. Сама компания ведет свою историю с 1965 года, когда её основатель в Йельском университете пишет курсовую о системе доставки. Работу оценивают как среднюю. Но уже в 1983 году FedEx получает миллиард долларов дохода и становится первой американской компанией, которой удалось взять эту планку без слияний и поглощений.
Феникс обреченный
Удивительное дело, но изобретение телефона и телеграфа серьезно не изменило структуру государственных почтовых служб, настолько они были массивными. Настоящую «свинью» им подложил только коварный интернет. 4 июля 1996 года для всех заработал почтовый сервис Hotmail. Виртуальная почта стремительно съедала долю рынка реальной. Почтовики схватились за сердце, за голову и начали искать, чем бы еще заняться?
Перспективным направлением стали денежные переводы. Отношения с финансами зашли настолько далеко, что некоторые государственные почтовые службы обзавелись собственными банками. К примеру, в Японии в 2007 году появился банк Japan Post, а «Почта России» в 2016 году вместе с группой ВТБ создала «Почта банк» — он использует многочисленные отделения почты, щедро рассыпанные по российским регионам.
Но самое ёмкое пока поле деятельности открыл почтовикам пресловутый интернет. Торговля стремительно уходит в онлайн, и опция доставки товаров покупателям становится с каждым годом все «горячее». Государственные почтовые службы активно подключились к дележке этого растущего на глазах «пирога». USPS договорилась с Amazon и стала ключевым звеном в ежедневной доставке от складов интернет-магазина к домам покупателей. Вместе компании обслуживают 40% заказов по всем Соединенным Штатам.
Почтовые войны
И всё бы ничего, но тут в игру вступил «король» протекционизма Дональд Трамп. Президент США проявил коммерческую хватку и подсчитал, что интернет-магазин якобы недоплачивает американской федеральной почте, как минимум, полтора доллара за каждую посылку и бюджет США из года в год теряет миллиарды долларов. Трамп объявил, что проверит финансовое состояние USPS. И если она будет признана нерентабельной, логично будет её приватизировать. Если это произойдет, услуги американской почты серьезно подорожают. И интернет-торговцы, и частные конкуренты USPS, которые пользуются её инфраструктурой, должны будут либо платить больше, либо искать другого партнёра.
И, видимо, предвосхищая накал конкурентной борьбы, администрация американского президента заявила о готовности США выйти из Всемирного почтового союза (UPU) — специализированного агентства ООН, которое объединяет 192 страны. Американскому президенту не нравится, что UPU устанавливает более низкие тарифы для развивающихся стран, в том числе и Китая, с которым США находятся в состоянии торговой войны. Бизнесмен Трамп заранее отвоевывает позиции для будущей частной USPS.
В поисках утраченной прибыли
Что же заставляет власти США и многих других стран искать лучшей участи для своих почтовых служб? Дело в том, что государственные почтовые компании давно не приносят прибыли. Чистый убыток «Почты России» в первом полугодии 2018 года превысил 4 млрд рублей, годом ранее потери были на четверть больше. При этом расходы на персонал достигают 58% всех затрат в структуре себестоимости! Почтовая служба США уже более десяти лет не может выйти на прибыльный уровень. В 2017 финансовом году её чистый убыток составил 2,7 млрд. долларов. При этом USPS — второй по величине работодатель в США, в ней заняты около 640 тысяч человек.
Мегаразвитая инфраструктура и многочисленность сотрудников, раньше дававшие государственным почтовым службам конкурентные преимущества, сегодня стали тяжким бременем. По мере перехода операций по обслуживанию клиентов в онлайн почтовые отделения будут терять свою основную функцию. На содержание персонала уходит до 80% расходов. И если лишние помещения еще можно перепрофилировать или выгодно продать, то с людьми сложнее. Сокращение штата, на которое будут вынуждены пойти частные собственники, приведет, как минимум, к конфликту с профсоюзами. Именно поэтому инициатива Трампа по приватизации USPS встретила больше противников, чем сторонников. А в России почту лишь акционируют, передачу в частные руки считают преждевременной.
Хотя положительный опыт уже есть. Аргентина, Австралия, Канада, Нидерланды, Швеция, Великобритания полностью или частично приватизировали свои почтовые службы. Правительство Германии продало Deutsche Post в начале 1990-х. За это время из локального почтового оператора она превратилась в крупнейшую в мире логистическую компанию, поглотив DHL. За первое полугодие 2018-го Deutsche Post DHL получила более 1 млрд евро чистой прибыли.
Несмотря на кажущуюся заурядность, почтовые услуги имеют большой потенциал долгосрочного развития за счет электронной коммерции. И в этом смысле ставка на акции, например, FedEx может оказаться оправданной. Компания завершила многолетний цикл инвестирования в развитие и теперь концентрируется на повышении эффективности. Поэтому уже в ближайшие годы её чистый денежный поток и рентабельность собственного капитала заметно увеличатся. По моей оценке, справедливая стоимость акций FedEx составляет 275 долларов.
Ко Всемирному дню почты (World Post Day)
© Команда БРОКЕР ТВ