Тимофей Мартынов
Тимофей Мартынов личный блог
07 сентября 2018, 12:43

Когнитивные заблуждения толпы. О честности и порядочности

Приветствую всех! Похоже у многих вчера был тяжелый день, совершенно на ровном месте всплыло много озлобленных людей. 

Хочу вам кое-что рассказать. 

У людей есть распространенная когнитивная ловушка. Люди любят мыслить узко и бинарно, категориями «хорошо»/«плохо». Причем любят делать такие выводы и спешно приклеивать ярлыки на человека «говнюк», «лжец», «вор» и так далее, совершенно не задумываясь о сборе фактов и не учитывая полноту всех обстоятельств. У слову, этот прием умело используется в полит.технологиях для того, чтобы вызывать возмущение масс и подвигнуть их на какой-нибудь массовый протест.

Есть еще и вторая когнитивная ловушка. Вы замечаете только то, что произошло (например, случился пожар). А если пожара нет, то для вас это нормально, и вы никогда не оцените и не заметите и не похвалите противопожарную инспекцию. Это условно, конечно.

Вчера меня обвиняли во лжи, в том, что я продался и так далее. Конечно же, для тех, кто так сделал, им просто нужен был повод, чтобы кинуть в меня камнем (и я это понимаю, это нормально). 

У меня есть ценности. Честность и порядочность входят в первую десятку, это точно. Мало кто заметит и оценит мою честность и порядочность и напишет о них 10 постов и 100 комментариев подряд. Ну потому что проявления честности и порядочности вряд ли кому-то явно заметны. Но стоит поступить по совести, честно, но не так, как от тебя ожидают люди, которые знают меньше чем ты, не видят всю картину целиком, не располагают фактами, зато имеют раздутое ЧСВ, они тут же бросаются наперегонки орать о том, какая ты тварь. Согласитесь, обидная ситуация.

Смартлаб — это маленький бизнес. Смартлаб зарабатывает, сотрудничая с брокерами. Все крупные брокеры (кроме сбербанка) — это в прошлом или настоящем партнеры или клиенты смартлаба или даже мои лично. У меня было много деловых контактов и с БКС и с Финам и с Открытие. Я одинаково хорошо и с уважением отношусь к этим компаниям. Для меня они все равны. 

Когда на смартлабе появляется недовольный клиент одного из брокера, я не удаляю его пост. На это кстати мало кто обращает внимания. Это нормально. Никто не отметит и не напишет, что я не продался, как никто не оценит, что пожара нет. Например, вы уже конечно и не вспомните, например, историю с трейдером, который слил на новый год в Альфе что-то около 10 млн рублей, когда брокер дал ему открыть позу ненормального объема, история, которая стала известна благодаря смартлабу и попала в прессу и тв. Правда, к сожалению, суд не встал на сторону клиента..


Что я делаю, когда на смартлабе появляется недовольный клиент брокера? Руководствуясь ценностями честности и порядочности, я стараюсь довести до брокера отзыв, рассчитывая на то, что служба поддержки брокера разберет ситуацию и удовлетворит клиента. Я считаю, что этим мы помогаем вам обращать внимание брокера на вашу проблему и решать ее. 
Когда Д. написал пост, я его не удалил. Руководствуясь ценностями честности и порядочности, я рассчитывал, что компания обратит внимание на кейс, разберет ситуацию и удовлетворит клиента. 

Д. не остановился. Он продолжил писать новые посты каждый день. Это меня насторожило.

По этой ситуации я получил комментарий от компании, который сама компания пока опубликовать не может. Конечно же вам непонятно, почему компания сразу не отписалась? А потому что вам кажется, что компания — это человек, который все знает и понимает, который располагает свободной волей чтобы делать все что захочется. Но в реальном мире это не так. В компании работают сотни сотрудников. Есть руководство, есть юристы, есть отдел, который занимается продуктами. Сотрудник компании не может написать ответ по своей инициативе. Надеюсь, это не надо объяснять? Руководитель тоже не может так сделать. В общем, компании, нужно время, чтобы подготовить и дать ответ, который бы соответствовал деловой этике. 
Ну а вы конечно же сразу подумали, что компания молчит, потому что она тупо задумала кинуть клиента на бабки. Нет, большой компании нужно время, чтобы дать адекватный согласованный ответ, разъяснить ситуацию. Но вам плевать, вы же мыслите бинарно — компания не ответила, значит вина на ней.

Когда Д. написал, что его уже обвиняют в клевете, я не задумываясь, удалил его блог (который был создан только с одной целью). Правила смартлаба не запрещают жаловаться на косяки брокеров, но если клиенты переходят черту и начинают мочить репутацию, вымогать деньги из брокеров, используя информационные ресурсы, то это перебор. Я занятой человек: мне некогда выяснять прав человек или нет, и в мои планы не входит участвовать в судах из-за того, что кто-то нарушает законодательство. Тем более, в пункте 2.3 правил смартлаба прямо указано, какие сведения распространять на смартлабе нельзя. 

Теперь по ситуации. Компания даст ответ, просто нужно подождать.
Если в двух словах, то мне видится все следующим образом.
Между клиентом и брокером было еще одно лицо.
Клиент забывает упомянуть об этом
Ошибку, либо злой умысел допустило это промежуточное лицо.
Дальше, клиент очнулся, понял, что потерял деньги и начал требовать недополученные деньги.
Главная проблема в том, что клиент не желает идти на прямой контакт с брокером, обсуждать проблему в присутствии того лица, которое как раз и заключало все договоры. Клиент также об этом не упоминает

Лично я делаю вывод, что клиент понимает, что если что-то обсуждать, то выяснится, что на брокере вины нет, а виновато доверенное лицо, поэтому не хочет идти на контакт. Клиенту проще строчить посты на смартлаб, тщетно надеясь, что скандал поможет вернуть ему деньги.

Пока у меня сложилось такое мнение.

Таким образом, я принимал неоднозначное компромиссное решение в условиях неопределенности, на каждом этапе в первую очередь руководствуясь ценностями честности и справедливости. 

Надеюсь эта история поможет самым думающим из вас сделать правильный вывод на будущее — все не так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд, и не спешите делать выводы и вешать ярлыки, не располагая фактами. И конечно не судите людей, которые вынуждены принимать неоднозначные решения в условиях неопределенности. Вы же трейдеры, в конце концов.
96 Комментариев
  • Роман Ранний
    07 сентября 2018, 12:56
    в 2-х словах что произошло?
  • MOCKBA
    07 сентября 2018, 12:56
    судя по всему «ларчик вот как открывался», но лучше и удобнее — включить вентилятор и начать накидывать, это же интересней для диванных войск великих миллиардеров)) Спасибо Тимофей
  • netbook
    07 сентября 2018, 12:56
    Ничего, зато сегодня на рынке тухлячок.
  • Dmitryy
    07 сентября 2018, 12:58
    Трейдерам нужны люди, которые спешат принимать решения в условиях неопределенности. Кто-то же должен кормить оставшиеся 5% :)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн