Первая часть smart-lab.ru/blog/485941.php
Идея № 2. Алгоритмы превращают нас в лабораторных животных
Пользуясь смартфоном, мы поставляем алгоритмам социальных сетей и популярных поисковых систем постоянно пополняемую информацию о нас.
Страницы, которые мы посещаем, ссылки, по которым путешествуем, видео, картинки и прочий контент сообщают кому-то невидимому полезные сведения.
Сведения об одном человеке сравниваются с информацией о других людях. Кто-то наверняка разделяет наши вкусы в том, что касается продуктов, персоналий, настроений и убеждений. И этот огромный массив данных успешно используется рекламодателями.
Они ждут подходящего момента, а затем влияют на наше сознание точно подобранными сообщениями, подстрекающими к действию.
Реклама в социальных сетях коварна, она воздействует на наше поведение практически незаметна. Это постоянная тонкая манипуляция, основанная на принципах бихевиоризма и условных рефлексах.
Все социальные сети модифицируют человеческое поведение. Этот же принцип используется в лечении всевозможных зависимостей. Но с его помощью можно создать новую зависимость. В основе любой зависимости лежит дофамин, нейромедиатор, вызывающий чувство удовольствия. Именно с помощью дофамина великий физиолог Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы: изменение поведения в обмен на полученные награды.
Алгоритмы социальных сетей тоже дают нам дофамин в обмен на желательное поведение. Например, нам показывают видео красивых котят. Сразу после этого вы видите рекламу носков или туфель. Алгоритм отслеживает время принятия решения, которое понадобится для покупки, и в зависимости от этого показывает видео через секунду или две. Иногда выполняется автоматический тест, вычисляющий идеальный интервал между видео и предложением.
Люди — существа социальные. Мы остро реагируем, когда нас одобряют или не одобряют, и стремимся к социально желательному поведению. В социальных сетях мы зорко следим за настроениями группы и стараемся не повредить себе каким-нибудь неосторожным высказыванием, выдающим в нас чужака.
Инстинктивно мы подражаем большинству членов группы, даже если и не разделяем их мнений и воззрений вне социальных сетей. Таким образом у пользователей формируется еще одна зависимость —чувствительность к общественному одобрению и чужому мнению.
Все это в целом способствует деградации человечества. Информационные войны переманивают на свою сторону людей, не заботясь о правде, влияют на выборы и порождают ненависть.
Так реклама постепенно превратилась в инструмент манипулирования, модификации человеческого поведения и усиления негативных свойств. Невидимые манипуляторы и несовершенные алгоритмы постепенно превращают нас в лабораторных животных.
Идея № 3. Влияние BUMMER столь же медленное, как изменение климата, но не менее опасное (BUMMER — аббревиатура от Behaviors of Users Modified, and Made into an Empire for Rent — поведение пользователей изменено и сдано в аренду империи).
Сама по себе цифровая цивилизация нейтральна. Но те её стороны, в основу которых положена бизнес-модель, как у BUMMER, должны вызывать опасения.
Нужно переждать, пока социальные сети не станут менее опасными, а затем к ним вернуться (подобно как краски со свинцом получили более безопасный аналог)
BUMMER состоит из шести частей:
привлечение внимания;
вмешательство в чужую жизнь;
навязывание людям того, что им не нравится;
тайное манипулирование;
огромный денежный оборот;
фейковые новости и фейковые люди.
В социальных сетях внимание привлекают, как правило, самые нахальные и скандальные люди (мудаки). Так они проявляют свое стремление к доминированию, в отсутствие богатства и власти. Зато в виртуальном мире они чувствуют себя королями, шокируя чьи-то чувства или оскорбляя людей.
Вмешательство в нашу жизнь происходит посредством тайной слежки за нами через смартфоны, планшеты и другие устройства. По селфи узнать нашу геолокацию, перемещения, контакты, реакцию на обстоятельства.
Алгоритмы следят за вашим кругом чтения, отвлечением внимания, частотой обращения к тому или иному контенту. Нам навязывают ненужные вещи посредством тонких манипуляций, изучив, когда мы наиболее уязвимы для воздействия рекламы — и тем самым впихивают то, что нам не нужно и не нравится. Нами тонко манипулируют, заставляя проводить в социальных сетях все больше времени.
Все эти манипуляции делаются ради денег и могущества. Сопротивляться BUMMER невозможно, можно лишь встать под его знамена, как это сделали многие цифровые и бумажные СМИ. Для успешного манипулирования BUMMER создает фейковые новости и даже фейковых людей, производя с их помощью нужный для манипуляций контент.
Все это вместе взятое может со временем привести к глобальной катастрофе.