Очередной пакет санкций, который объявили власти США и санкции, которые инициировали сенаторы США, безусловно, несут угрозу для экономики России, однако не стоит преувеличивать их роль, особенно по времени действия.
Текущий государственный долг России равен примерно 15% от ВВП страны, это и внешний и внутренний долг правительства, и такой размер долга нельзя назвать большим. Нерезиденты, которые потенциально могут выйти из российских ОФЗ владеют около 2 трлн. рублей внутреннего долга. И стоит понимать, что часть так называемых нерезидентов, владеющих нашими ОФЗ, являются нашими резидентами, просто владеющими этими бумагами через иностранные юридические лица. Поэтому, запрет на покупку государственного долга России, который может быть, будет введен осенью, в деньгах стоит не сильно много, и эту проблему российская экономика и бюджет, может «переварить». То же самое касается и внешнего государственного долга, равного сегодня всего 50 млрд. долларов. Золотовалютные резервы страны кратно покрывают эту задолженность. Поэтому, сиюминутной катастрофы российского бюджета и экономики в случае введения новых санкций не будет.
История с новыми санкциями, по своему действию в краткосрочном горизонте времени не несет «чрезмерно больших» проблем для страны. Так же как и было с санкциями в отношении нефтяной отрасли России, в горизонте нескольких лет, прямого сильного воздействия на экономику не будет.
Санкции, введенные три года назад, на запрет инвестиций и технологий в нефтяную отрасль России, до сих пор не возымели своего эффекта. Добыча нефти в России за три года выросла, несмотря на санкции. И бюджет России в ближайшие 3-5 лет выстоит и от новых санкций.
Проблема санкций как старых, так и новых, не в их действии на сегодняшний день. Санкции как старые, так и новые, вредят будущему через 10 лет и более. Реальное действие санкций на нефтяную отрасль, начнет проявляться только после 25-го года. Так же и с потенциальными санкциями на государственный долг России. Действие санкций актуально для будущего, а не настоящего.
С выходом нерезидентов из ОФЗ, на сумму 2 трлн. рублей, страна справится и никакого дефолта сейчас не будет. Однако, из-за санкций вырастут доходности по облигациям, и обслуживание долга будет более дорогим, например не 7% в год, а 12% в год. А это приведет к дополнительному росту государственного долга на 1% от ВВП в год. И в горизонте 10 лет, государственный долг будет расти, допустим, не темпом 3% в год, а 4% в год, что через 10 лет создаст долг не 45% от ВВП, а 55-60% от ВВП. Но это будет при условии того, что бюджетная политика в стране не измениться.
В санкционном воздействии США на Россию, можно разглядеть четкий план, который скажется негативно именно в будущем, а не настоящем.
У России есть добыча нефти, и остановить ее и лишить Россию нефтяных доходов сейчас невозможно. Однако удар по инвестиционной деятельности и технологиям, создает проблемы для освоения новых месторождений, которые потенциально должны будут работать в конце 20-х годов, когда старые уже освоенные месторождения будут исчерпаны. Санкции на государственный долг, если таковые будут приняты, так же призваны нанести вред именно к концу 20-х годов. Ограничение в технологиях, так же имеет временной лаг по своему действию. И все это нужно понимать. А если понимать все это, то катастрофы сейчас нет. Соответственно паниковать не нужно и курса 100 рублей за доллар ждать не стоит. При курсе, например 72 рубля за доллар и ценой нефти 72 доллара за баррель, российскому бюджету, который во многом наполняется за счет нефтяных доходов, вообще вероятно не нужно будет занимать в долг. И у России, есть еще время на ответ санкциям.
Федоров Михаил, аналитик «Абилити Капитал»
___________________________
PS: Главные санкции делаем мы сами себе -
teopa.livejournal.com/188278.html
Российскому ЦБ не трудно выкупить все 2 трлн руб облигаций.
Это же рубли. Слава богу бумага у нас есть, краска тоже.
Эти рубли не повлияют на инфляцию, тк нерезы со слезами конвертируют их по невыгодному курсу в доллары и выводят с нашего рынка. ЦБ еще на них заработает на курсе
Так что можно не допустить повышения ставки. В крайнем случае ЦБ может временно поучаствовать в аукционах, сбивая ставку.
При высокой нефти нет дефицита бюджета, наоборот крутой профицит. Поэтому Минфину нет острой нужды размещать новые выпуски больше чем просто для рефинансирования.
А вот ЦБ может плавно метать купленные облиги обратно в рынок.
Или просто дождаться их погашения.
И наоборот дать льготы Аэрбасу.
Можно ввести запрет на пролет боингов над территорией России, возможно кроме российских авиакомпаний.
Если например испанская компания летает через Россию в Японию, то пусть это делает на любых авиалайнерах кроме боингов. Аналогично и с азиатами.
Через Россию много авиакомпаний летает, половина на боингах.
Ну если не тотальный запрет, то огромную пошлину взимать. А часть дохода перечислять иным конкурирующим с Боингом авиакомпаниям. Например, просто уменьшив с них поборы.
Можно ввести огромную пошлину на Эппл, а на его конкурентов из Кореи и Китая заметно снизить.
Можно начать демпинговать энергоносителями, на тех рынках где заметна доля США. В Азии например. У нас и плечо меньше и трубы проводятся, а не танкером через океан.
Да и при примерно равной добыче, мы заметно больше продаем на внешнем рынке.
Есть чем нанести США чисто экономический урон.
Это также нанесет экономический урон американской компании.
А отечественный титан в больших количествах идет на подводные ракетоносцы. Технология отработана еще в 60-х годах прошлого века.
Не боингом единым…
В пакете санкций было еще и про банки. У кого нибудь есть информация..