Марэк
Марэк Новости рынков
01 июня 2018, 13:30

«Нафтогаз» потребовал от «Газпрома» резко поднять транзитный тариф

Украина прокачивает ситуацию
«Нафтогаз» потребовал от «Газпрома» резко поднять транзитный тариф

01.06.2018 
Как выяснил “Ъ”, «Нафтогаз Украины» готов сохранить ставку транзита российского газа через Украину в 2020–2028 годах примерно на нынешнем уровне. Но для этого «Газпром» должен согласиться прокачивать по 110 млрд кубометров в год и на рост тарифов в 2018–2019 годах на треть — совокупно на $2,3 млрд. В противном случае «Нафтогаз» намерен взыскать с «Газпрома» в арбитраже компенсацию обесценения своей газотранспортной системы в размере до $11 млрд. Собеседники “Ъ”, близкие к «Газпрому», называют эту позицию «шантажом».

“Ъ” стала известна позиция «Нафтогаза Украины» по условиям транзита российского газа в 2020–2028 годах — после истечения текущего транзитного контракта с «Газпромом». По словам собеседников “Ъ”, условия коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко направил зампреду правления «Газпрома» Александру Медведеву «на майских праздниках».

«Нафтогаз» предлагает такие варианты — самостоятельное бронирование «Газпромом» мощностей газотранспортной системы (ГТС) Украины либо их бронирование клиентами «Газпрома» (последнее фактически означает сдачу газа «Газпромом» на восточной границе Украины). В этих случаях применимым правом для контракта будет украинское, которое, настаивает «Нафтогаз», сейчас гармонизировано с энергозаконодательством ЕС. Другой вариант — продажа газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины с обратной покупкой этого объема на западной (газовый своп). В этом случае плата за транзит будет оформлена как маржа между сделками, и «Нафтогаз» готов на контракт по другому праву, в том числе по шведскому (как сейчас в транзитном контракте).

Что касается уровня тарифов на прокачку, то «Нафтогаз» настаивает на их повышении уже в 2018–2019 годах (то есть в рамках действующего контракта), считая их заниженными.

Формула тарифа сейчас состоит из двух частей — ставки за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км плюс цены «топливного газа» (который «Газпром» поставляет «Нафтогазу»). Топливная составляющая — компенсация затрат «Нафтогаза» на газ, сжигаемый на компрессорных станциях для обеспечения транзита. Сейчас полная ставка транзита, по расчетам “Ъ”,— $2,52 на 1 тыс. кубометров на 100 км, в том числе $0,65 топливной составляющей.

«Нафтогаз» исходит из того, что «Газпром» в соответствии с решением Стокгольмского арбитража будет прокачивать по ГТС Украины не менее 110 млрд кубометров в год в 2018–2019 годах («Газпром» с этим не согласен). По действующей ставке без учета топливной составляющей «Нафтогаз» будет получать $2,55 млрд выручки в год. Но украинцы хотят $3,7 млрд — с ростом тарифа примерно на 33%. Компания 13 марта направила «Газпрому» уведомление о пересмотре тарифов, и если стороны не договорятся, собирается идти в арбитраж. После 2019 года «Нафтогаз» считает достаточной тарифную выручку в $2,7 млрд в год без топливной составляющей (рост ставки на 3% при прочих равных), но при условии транзита 110 млрд кубометров в год. Украинцы предлагают перенести повышенные платежи за 2018–2019 годы на 2020–2028 годы, тогда в ближайшие два года тариф не изменится, а затем средний платеж составит $3,2 млрд в год.

«Газпром» не только не собирается прокачивать 110 млрд кубометров, но и публично заявляет о будущем снижении транзита через Украину до 10–15 млрд кубометров (в реальности это возможно не ранее 2021 года, см. “Ъ” от 30 марта). По словам собеседников “Ъ”, «Газпром» на переговорах занял позицию, согласно которой после 2019 года плата за транспортировку газа от границы РФ до Германии через центральный коридор (Украина, Словакия, Чехия) должна быть сопоставима с тарифом по строящемуся трансбалтийскому газопроводу «Северный поток-2». По расчетам «Нафтогаза», в таком случае тариф через Украину должен упасть в 2,5 раза, до $1 за 1 тыс. кубометров на 100 км.

По словам источников “Ъ”, если «Газпром» настаивает на снижении тарифов или откажется гарантировать загрузку ГТС в 110 млрд кубометров, «Нафтогаз» хочет потребовать в арбитраже компенсации обесценения ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций. Размер обесценения при тарифе в $1 и транзите до 13 млрд кубометров «Нафтогаз» оценивает в $11 млрд, при текущем тарифе и транзите в 65 млрд кубометров — в $6 млрд. В «Газпроме» отказались от комментариев, в «Нафтогазе» не ответили на запрос.

Собеседник “Ъ”, близкий к «Газпрому», называет подход Киева «шантажом», поясняя, что поэтому российская компания и расторгает текущий транзитный контракт в Стокгольмском арбитраже: «Это даже смешно рассматривать». Другой источник “Ъ” в отрасли полагает, что сдача газа на границе Украины традиционно неприемлема как для «Газпрома», так и для его европейских потребителей, а вариант со свопом несет лишь дополнительные риски, «поскольку неизвестно, что «Нафтогаз» сделает с этим газом». По его словам, предварительно в рамках будущих переговоров с участием ЕС обсуждается вариант с бронированием мощностей ГТС на 30 млрд кубометров в год, то есть оплачиваться будут мощности, а не объем транзита.

«Сейчас ранняя стадия, переговоры толком не начались, и обе стороны, естественно, будут просить себе луну с неба»,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли. Он полагает, что «Нафтогаз» хочет максимально монетизировать позитивное для него решение Стокгольма по транзиту и пытается сыграть на страхе «Газпрома» перед новыми арбитражами. «Украина дает понять, что ей терять нечего, в отличие от «Газпрома», которому нужно снабжать потребителей и после 2019 года»,— говорит источник “Ъ”. 
www.kommersant.ru/doc/3645240
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн