Китайская политика — тайна за семью печатями, и заметить ключевые события здесь подчас сложно. Но отставка секретаря парткома города Чунцин Бо Силая — именно такое событие.
Чунцин Бо Силай производит впечатление интеллигентного и умного политика. Он входит в политбюро центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК), однако многие прочили ему и более высокие должности, пишет BFM.ru.
Осенью этого года состоится 18-й съезд КПК, на котором в руководстве партии, как ожидается, будут сделаны перестановки. Независимые наблюдатели полагали, что Бо Силая на съезде изберут в постоянный комитет политбюро: власть этого комитета фактически не ограничена. Но теперь, когда Бо отправили в отставку с поста главного партийного начальника в Чунцине, его шансы на карьерный взлет кажутся ничтожными.
В руководстве китайской компартии развернулась борьба за право быть ее лидером в ближайшие 10 лет. Отставка Бо — первый отголосок этой закулисной борьбы, которая, судя по всему, обещает быть жесткой. Бо Силай, по убеждению многих, имел большие политические амбиции и стремился воплотить их в жизнь все последние годы — с тех пор как в 2007 году возглавил парторганизацию города Чунцин.
Время «красных» песен
Он начал кампанию по борьбе с организованной преступностью, в ходе которой были арестованы сотни человек, включая высокопоставленных городских чиновников.
На пост начальника управления общественной безопасности и вице-мэра Чунцина он назначил Ван Лицзюня — известного в Китае борца с преступностью, о деятельности которого даже снят телесериал.
Бо попытался возродить интерес к эпохе Мао Цзедуна: в Чунцине стали проводиться конкурсы революционных «красных» песен, быстро распространившиеся по всему Китаю.
В город часто наведывались верховные руководители страны, одобряющие политику Бо Силая. Борьба с преступностью и возрождение интереса к коллективистским ценностям времен маоистского Китая нашли поддержку у рядовых китайцев: сразу после отставки Бо в интернете появилась масса положительных комментариев о нем.
На ежегодных сессиях Всекитайского собрания народных представителей, проходящих в марте, появление Бо всегда было заметным событием, и ему явно нравилось быть в центре внимания.
Первый признак того, что не все так гладко, появился в прошлом месяце, когда Ван Лицзюнь, возглавляющий полицию Чунцина, неожиданно посетил американское консульство: по некоторым данным, он просил политического убежища в США. Борца с преступностью в итоге убедили покинуть консульство; сейчас по факту инцидента ведется расследование.
Бо Силай тогда отверг какую-либо причастность к этому происшествию. Между тем аналитики предположили, что это уменьшит его шансы войти в состав постоянного комитета политбюро ЦК компартии.
Вниз по карьерной лестнице
Всеобщее внимание было приковано к очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте — редкой возможности увидеть всех руководителей государства вместе. Как поведет себя Бо Силай?
62-летний политик, никогда не сторонившийся публичности, на этот раз был необычно скромен. Он — единственный из всех членов политбюро — пропустил сессию парламента. Формальная причина — «кашель» — прозвучала неубедительно.
Верховные правители партии, впрочем, до поры до времени не упоминали о Бо, вследствие чего многие предположили, что худшее для него позади.
Однако затем последовала заключительная пресс-конференция премьера госсовета Китая Вэнь Цзябао, во время которой ему задали вопрос об инциденте с Ван Лицзюнем.
«Нынешнему городскому комитету партии и правительству следует обдумать случай с Ван Лицзюнем и извлечь из него урок», — сказал Вэнь. Хотя имя Бо Силая и не упоминалось, знакомые с витиеватым языком китайской бюрократии поняли, что премьер госсовета только что раскритиковал партийного начальника Чунцина.
Будут ли власти Китая проводить реформы?
Вэнь Цзябао пошел еще дальше и заявил, что ему не нравятся так называемые «красные» кампании в стране. Был ли это упрек в адрес Бо Силая? Вполне возможно.
Мы не знаем, что будет с ним дальше, но вполне очевидно, что он выбыл из соревнования за высшие посты в КНР. Его неожиданное и стремительное падение — свидетельство того, насколько жестокая борьба идет сейчас за лидерство в партии.
Китайские власти любят подчеркивать, что процесс передачи власти в партии в конце этого года будет плавным и плановым. Однако история с отставкой Бо Силая говорит совсем о другом.
интересные вещи однако,
правда про внутрипартийную борьбу в СССР после смерти Стали мы даже сейчас толком не знаем, что говорить о Китае сегодняшних дней
Будущий лидер Китая уже известен — это Си Цзиньпинь. Осенью на съезде он будет избран генсеком ЦК КПК, а позднее — и председателем КНР. Сменится также и премьер Госсовета: нынешнего главу правительства Вэнь Цзябао сменит Ли Кэцянь. «Тандем» будет управлять Китаем в течение двух пятилеток, до 2023 года — это будет уже 5-е поколение китайских лидеров.
Возможно, крупняк начал формировать для спекулей новую ценовую реальность — «почти 14». Поэтому вчера всё, что продавали дёшево, было выкуплено на очень хорошем объеме
правда про внутрипартийную борьбу в СССР после смерти Стали мы даже сейчас толком не знаем, что говорить о Китае сегодняшних дней