Государственная политика в отношении криптовалют в мире существенно различается — от приравнивания к платежному средству до полного запрета.
Жесткость регулирования криптосферы в разных странах по данным Bloomberg:
#подробнее О методологии оценки регулирования в статье Bloomberg
Ниже подборка стран по регионам и их отношение к криптовалютам.
Краткий обзор некоторых стран региона от Bloomberg:
Япония позитивно настроена по отношению к цифровым активам. C мая 2016 года криптобиржи в стране обязаны проходить регистрацию, а виртуальные валюты признаны аналогом денег по свойствам.
Законным платежным средством в Японии криптовалюты являются с апреля 2017 г. В сентябре 2017 г. крупные японские банки Mizuho Financial Group и Japan Post Bank получили от ЦБ страны разрешение на создание к 2020 году национальной криптовалюты J-Coin, жестко привязанной к курсу иены.
К настоящему моменту в стране 16 зарегистрированных криптобирж, еще 16 ожидают решения властей. В январе 2018 г. регулятор объявил, что проверит все действующие торговые площадки. Это произошло после похищения хакерами $533 млн с биржи Coincheck.
Тем не менее, Япония намеревается стать первой страной, в которой криптовалюты станут абсолютно легальными. Экономист токийского подразделения Credit Suisse Такаши Шионо:
“Мы заинтересованы в контроле криптовалюты, а не в ее запрете.
Ожидается, что криптовалютный бизнес будет обложен рядом налогов, в том числе и на прибыль. Их общая сумма, по нашим ожиданиям, может составить около $9,2 млрд, однако на данном этапе это будет очень спекулятивно.”
В конца 2015 года премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун позитивно отозвался о блокчейне и биткоине:
“Блокчейн, который, как мы знаем, лежит в основе биткоина, также может быть использован во многих других приложениях, таких, как валовые расчеты в режиме реального времени и автоматическая верификация транзакций и платежей. Поэтому наши банки и регуляторы должны идти в ногу с этими разработками.
Банки Сингапура находятся в очень выгодном положении. Мы находимся в самом сердце бурно развивающегося рынка Азии, и при сильном региональном присутствии они могут извлечь большую выгоду из тех возможностей, что лежат вокруг них.”
В ноябре 2016 г. Денежно-кредитным управлением Сингапура (MAS) был анонсирован проект Ubin — запуск национальной криптовалюты на блокчейне Ethereum.
К июлю 2017 г. завершился его первый этап — тестирование валюты на внутренних межбанковских платежах. О тестировании трансграничных платежей в рамках проекта MAS договорилось с Банком Канады в феврале 2018 г.
Относительно регулирования криптовалют директор MAS Онг Чонг Ти в марте 2018 г. заявил, что ведомство “изучает вопрос необходимости дополнительных правил в области защиты криптовалютных инвесторов”. Также власти сообщали, что не собираются запрещать торговлю криптовалютами.
Из руководства MAS по проведению ICO следует, что токены могут классифицироваться ведомством как “продукты рынка капитала”. В таком случае они должны удовлетворять законам “О ценных бумагах и фьючерсах” и “О финансовых консультантах”.
В сентябре 2017 г. индийское правительство рассматривало возможность внедрения центральным банком государственной криптовалюты. Однако позже было заявлено, что криптовалюты не будут разрешены для общественного использования.
В начале февраля СМИ утверждали, что Индия полностью запрещает криптовалюты. Однако из речи министра финансов страны Аруна Джайтли следует только непризнание их законным платежным средством:
“Правительство не рассматривает криптовалюты в качестве законного платежного средства или монеты и принимает все меры для устранения использования криптовалют при финансировании незаконной деятельности или в рамках системы платежей.”
Сатвик Вишванат, исполнительный директор криптоообменника Unocoin:
“Мы не видели никаких изменений в позиции правительства. Мы рады тому, что власти принимают меры против незаконного пользования криптовалютами, но сегодня нет никаких оснований для какой-либо паники.”
К концу этого финансового года (31 марта) власти Индии планировалисоздать регулирование криптовалют и ICO, однако новые правила не были опубликованы.
Субхаш Чандра Гарг, глава одного из правительственных комитетов по изучению влияния рынка криптовалют на экономику страны:
“[Криптовалютные] биржи, которые сейчас работают, не регулируются как биржи. Они в некотором роде самонастраиваются, саморегулируются. Никаких юридических или законодательных требований для проведения KYC [знай своего клиента — прим. DTI] нет. Записей транзакций тоже нет.
Мы надеемся, что в течение этого года комитет завершит работу над своими рекомендациями, а затем потребуются изменения в законодательстве, нормативные требования. Но, конечно же, к концу этого финансового года будут установлены правила.”
В сентябре 2017 г. занимающаяся кибербезопасностью компания FireEye опубликовала доклад, в котором обвинила хакеров из КНДР в атаках на криптобиржи Южной Кореи. Согласно отчету Международного центра киберполитики, подобными кибер-операциями занимается Главное разведывательное бюро КНДР, непосредственно подчиненное Ким Чен Ыну.
Южная Корея в феврале 2018 года также заявила, что КНДР причастна к похищению средств с японской криптобиржи Coincheck. Криптовалюты могут быть необходимы Северной Корее для обхода санкций США и других стран.
#интересное Bloomberg: Атаки КНДР на биржи Южной Кореи совпадали с ралли биткоина
Южная Корея запретила проведение ICO в сентябре 2017 г. Комиссия по финансовым услугам Южной Кореи:
“Первичные предложения монет являются популярным инструментом привлечения средств стартапами и частными лицами. Однако при этом они несут в себе высокие риски возникновения финансовых пузырей, различных манипуляций рынком и не способствуют защите прав инвесторов. Также ICO часто проводятся в сугубо спекулятивных целях.”
В январе 2018 г. в стране также была запрещена анонимная торговля криптовалютами. Обладатели криптокошельков должны были до 30 января привязать их к банковским счетам и пройти идентификацию. Власти также намерены обязать криптобиржи передавать банкам информацию о транзакциях своих клиентов. Это даст возможность обложить операции с цифровыми активами налогами.
В то же время вторая по объему торгов криптобиржа страны Bithumb объявила о сотрудничестве с оператором мобильных платежей Korea Pay's Service. Благодаря этому партнерству расплатиться криптовалютой можно будет в более чем 6 тысячах торговых точек Южной Кореи. К концу года их число планируется увеличить до 8 тыс.
Анатолий Лермонтов, член экспертного совета по блокчейн-технологии финтех-компании DTI Algorithmic:
«Еще одна новость о том, что криптовалюты становятся мейнстримом. Корея — одна из первых ласточек в цифровой эволюции финансовой системы. Я ожидаю, что в течение этого года в большинстве развитых стран появятся каналы легального и простого использования криптовалют.»
В сентябре 2017 года Народный банк Китая запретилмайнинг, оборот цифровых денег и проведение первичных размещений токенов (ICO).
В феврале 2018 г. регулятор объявил, что регулирование может стать еще более жестким, когда “назреют условия”. ЦБ Китая предложил блокировать доступ к сайтам и приложениям для централизованной торговли криптовалютами, а также принять меры против провайдеров электронных кошельков.
#интересное До введения ограничений китайский юань составлял 93,2% объема торгов биткоином. Его лидирующее положение заняли доллар и иена
#подробнее О потерях Китая от запрета криптовалют в статье Forklog
Краткий обзор некоторых стран региона от Bloomberg:
28 марта 2018 г. в Белоруссии вступил в силу декрет “О развитии цифровой экономики”. Он разрешает хранить, дарить и завещать цифровые активы, торговать ими, обменивать на белорусские рубли и иностранную валюту, а также проводить ICO.
При этом операции с токенами для физических лиц не считаются предпринимательской деятельностью, что позволяет не декларировать получаемые доходы. Для юрлиц декрет исключает доход от операций с токенами из налогооблагаемой базы до 1 января 2023 г.
При этом операции с цифровыми активами должны осуществляться через резидентов Парка высоких технологий — аналога Силиконовой долины в США. Декрет продлевает срок действия Парка до 2049 года.
#подробнее О мнении экспертов о декрете в статье BBC
В апреле 2017 г. Мальта объявила, что намерена стать одной из первых стран в мире, которая внедрит блокчейн в государственных системах. Для этого кабинет министров страны сформулировал национальную стратегию по продвижению технологии.
Джозеф Мускат, премьер-министр Мальты:
“Речь идет не только о биткоине. Я также надеюсь, что технология блокчейн будет внедрена в Земельном реестре и национальных реестрах здравоохранения. Мальта может стать пионером в этой области. Мы призываем Евросоюз использовать потенциал криптовалют и сделать Европу “биткоин-континентом”.
Я понимаю, что регулирующие органы с осторожностью относятся к этой технологии, но факт в том, что она удобна. Мы должны быть на переднем крае в том, что касается внедрения этой технологии. Мы не можем просто ждать, пока другие начнут действовать и копировать их. Мы должны стать теми, кого копируют другие.”
Власти Мальты привлекли к разработке регулирования рынок. С 23 октября по 17 ноября 2017 года Служба финансового надзора страны (MSFA) собирала отзывы относительно схем коллективных инвестиций в криптовалюты. В январе регулятор опубликовал результаты обратной связи. Окончательный набор правил пока не выпущен.
В феврале 2018 г. власти Мальты объявили о планах создать специальное агентство для контроля компаний, связанных с цифровыми валютами, — Malta Digital Innovation Authority. Ведомство будет сертифицировать блокчейн-платформы и контролировать подлинность криптовалютных транзакций. Таким образом регуляторы планируют “принести спокойствие, юридическую уверенность и доверие” на рынок.
Помимо создания агентства, в будущем страна планирует установить юридические рамки для ICO и обозначить правила для участников крипторынка.
В 2015 году Федеральная налоговая служба Швейцарии (ESTV) постановила, что операции с криптовалютами не должны облагаться НДС. С точки зрения налогообложения виртуальные деньги в стране аналогичны иностранным валютам.
С мая 2016 г. муниципалитет города Цуг принимает платежи за коммунальные и другие услуги в биткоинах. С января 2018 г. налоги в биткоинах можно оплатить в другом швейцарском муниципалитете — Кьяссо.
16 февраля 2018 г. Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) опубликовала руководство по проведению ICO. В соответствии с ним, токены могут относиться к одному из трех видов — актив (asset), доступ к товарам и услугам (utility), валюта (payment).
#подробнее О различиях в регулировании данных типов токенов в статье VC.ru
Глава швейцарской фондовой биржи Ромео Лахер в феврале 2018 г. призвал ЦБ страны создать национальную криптовалюту:
“Криптовалюта E-franc стимулирует швейцарскую экономику, а также будет включать в себя платежную систему, более совершенную по сравнению с традиционными системами. Будет много проблем с разработкой государственной криптовалюты, но биржа будет решительно поддерживать любые инициативы в этой области.”
Однако Национальный банк Швейцарии заявил, что “не видит необходимости” в этом.
В декабре 2017 г. член совета директоров Бундесбанка Карл Людвиг Тиле заявил, что официальной криптовалюты в Еврозоне не будет:
“Быстрый рост криптовалют таит в себе риск быстрых потерь, а технология блокчейн дорогая и непригодная для платежей. Введение центральным банком обращения криптовалют, аналогичных существующим валютам, не стоит на повестке.”
В то же время в феврале 2018 г. власти Германии признали криптовалюты законным платежным средством с точки зрения налогообложения. Оплата товаров при помощи цифровых денег будет облагаться НДС, а не налогом на отток капитала, как в США. Майнинг и обмен биткоина на фиатные деньги облагаться налогом не будет.
Власти Великобритании в феврале 2018 г. объявили, что исследуют влияние биткоина и других цифровых валют на финансовую систему, чтобы понять, как их регулировать.
При этом еще в марте 2016 г. Банк Англии анонсировал выпуск национальной криптовалюты RSCoin. В декабре 2017 г. издание The Telegraph утверждало, что решение об этом может быть принято в течение года, а сама валюта будет связана со стерлингом.
#интересное Народный Банк Китая также намеревался выпустить собственную криптовалюту в 2016 году. Однако произошло обратное — оборот виртуальных валют был запрещен
Российские власти высказывали противоречивые мнения о криптовалютах. Однако 20 марта в Госдуму был внесен законопроект “О цифровых финансовых активах”. Он предполагает следующие основные моменты:
#подробнее О законопроекте писали в Дайджесте #164
ЦБ Казахстана 31 марта заявил, что направил правительству предложение о запрете криптовалют. Данияр Акишев, председатель Национального банка Казахстана:
“В Казахстане Национальный банк очень консервативен в этом вопросе. Я приветствую только довольно жесткие ограничения, то есть мы хотим запретить покупку и продажу криптовалюты в обмен на национальную валюту [тенге — прим. DTI]. Мы хотим запретить деятельность бирж в этом сегменте и любые виды майнинга.
Мы минимизируем риски, связанные с национальным рынком. Наверняка ни у одного ЦБ нет полного функционала для администрирования этого рынка, поэтому, как минимум, мы должны купировать этот риск через национальную валюту.”
Краткий обзор некоторых стран региона от Bloomberg:
В феврале 2018 года Венесуэла выпустила национальную криптовалюту Petro. О проведении предварительного размещения монет (pre-ICO) объявил в Twitter президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Мадуро считает, что криптовалюта укрепит экономику страны, страдающей от кризиса и международных санкций. Ей можно будет оплатить налоги, штрафы и коммунальные услуги наряду с обесценившимся боливаром.
Привлечь инвесторов должно названное в white paper обеспечение криптовалюты — «нефть и другие полезные ископаемые» Венесуэлы.
#справка С уходом от санкций при помощи криптовалюты у Венесуэлы могут быть проблемы — президент США Дональд Трамп запретил американским гражданам и компаниям торговать Petro
ЦБ Канады изучал возможность создания собственной криптовалюты CADcoin в 2016 году, однако для использования банками, а не гражданами. Каролин Уилкинс, старший вице-управляющий Банком Канады:
«Ни один из наших экспериментов не предназначен для того, чтобы центральный банк выдавал электронные деньги для использования широкой общественностью.”
В феврале 2018 г. Банк Канады договорился с регулятором Сингапура о тестировании трансграничных платежей при помощи криптовалюты, разрабатываемой последним.
Министр финансов Канады Билл Морно в январе 2018 г. заявил, что правительство страны не планирует вводить новые налоги, связанные с криптосферой. В то же время власти намерены противодействовать ее применению для отмывания денег и финансирования терроризма.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ведет “десятки” расследований в криптосфере — регулятор направляет повестки связанным с ICO компаниям. 7 марта 2018 г. Комиссия опубликовала предупреждение пользователям платформ для торговли токенами, „имеющими свойства ценных бумаг“:
»Хотя некоторые из таких платформ заявляют, что применяют жесткие стандарты для отбора высококачественных цифровых активов, SEC не проверяла эти стандарты и выбранные активы. Поэтому так называемые стандарты могут не соответствовать правилам листинга, которые должны использоваться на национальных биржах."
В этом же объявлении SEC указала, что все торговые площадки для криптоактивов обязаны зарегистрироваться в качестве биржи, альтернативной торговой системы (ATS) или брокера-дилера, чтобы оградить инвесторов от некачественных активов. Однако в декабре прошлого года на Чикагской товарной бирже стартовали торги фьючерсами на биткоин.
На крипторынок США также заходят крупные игроки — например, в конце февраля связанный с Goldman Sachs стартап купил криптобиржу Poloniex.
Среди властей страны цифровые активы также находят поддержку. В двух штатах — Аризоне и Джорджии — рассматриваются законопроекты, позволяющие оплачивать налоги биткоинами. В Нью-Йорке исследуют возможность выпуска собственной криптовалюты.
Жители Зимбабве вкладывают средства в биткоин из-за экономического кризиса в стране, обесценивания местных фиатных денег и запрета на транснациональные переводы. В результате курс валюты на местной бирже Golix гораздо выше, чем в остальном мире.
#справка Биржа закрыта для иностранных инвесторов, и суточный объем торгов на Golix не превышает 5 BTC, что делает потенциальный арбитраж бессмысленным
Биткоинами в Зимбабве можно расплатиться за стандартные вещи и продукты, однако юридически легализации криптовалют нет. Из заявления руководителя Национального резервного банка страны:
“В отношении Биткоина: мы уверены, что он находится вне закона. И до тех пор, пока мы не примем законодательство, регулирующее его, он будет вне закона.”
Эта статья изначально была опубликована в Дайджесте DTI — еженедельной подборке новостей об экономике и новых технологиях. Подписаться на Дайджест можно по ссылке.
Больше статей доступно на blog.dti.team