Ангола готова стать последней развивающейся страной, которая откажется от своей валютной привязки, поскольку она стремится спасти экономику, которая все еще не оправилась от краха цены на нефть четыре года назад.
Южноафриканская нация, член ОПЕК, заявила, что на этой неделе она будет продавать квазу по новым правилам. По словам Хосе Масано, который в конце октября стал губернатором центрального банка, курс валюты против доллара с апреля 2016 года, «не отражает правду».
Он присоединяется к длинному списку экспортеров товаров. Таких, как России, Египет, Казахстан, Нигерия и Узбекистан — которые размещали или девальвировали валюты, чтобы положить конец нехватке иностранной валюты и оживлению экономического роста.
Этот шаг подчеркивает, насколько сильный президент Жоао Луренко пытается укрепить финансы своей страны через три месяца после того, как он заменил Хосе Эдуарду душ Сантуша, который правит бывшей португальской колонией в течение почти четырех десятилетий. В дополнение к назначению Массано, Луренко сменил руководителей государственных нефтяных и алмазных компаний и начал открывать телекоммуникационный сектор для большей конкуренции.
Ангола, которая опирается на нефть более чем на 90 процентов экспорта, держала жесткий контроль над своей валютой по мере того, как товар рос, хотя кванза уже просела на 40 процентов до 166 за доллар с середины 2014 года, аналитики говорят, что это мало для доходов страны. Чарльз Робертсон, главный экономист из «Ренессанс Капитала» в Лондоне, сказал в четверг, что «Кванза» была самой переоцененной из более чем 50 валют, которые он анализирует, и что ее справедливая стоимость составляет 348 долларов США.
Валюта упала до 430 на черном рынке, поскольку доллары не поступают в страну, на фоне нужды сотен компаний заплатить иностранным работникам и зарубежным поставщикам. Экономика сократилась в 2016 году после увеличения в среднем на 9 процентов ежегодно в предыдущем десятилетии.
Ангола сбросила резервы, которые более чем наполовину сократились за последние четыре года, чтобы защитить привязку. Администрация душ Сантуш заявила, что это лучший способ для зависимой от импорта страны сдерживать инфляцию, которая составляет 28 процентов.
По словам Нойбергера Бермана «Насли», снижение курса валюты на 30 процентов в течение следующего года, вероятно, улучшит бюджетные балансы Анголы, а также обеспечит, что внешний долг останется под контролем.
Тем не менее, девальвация сама по себе может быть недостаточной, если учесть жесткие ограничения контроля за движением капитала и отсутствие ценных бумаг для привлечения инвесторов, сообщает Paarl, африканская экономика НКК в Южной Африке. Ангола является одной из немногих крупных африканских экономик без фондовой биржи.
«Хотя более либеральная позиция на Кванзе, безусловно, приветствуется, мы будем возражать против немедленного перехода к совершенно свободному плаванию», — сказал аналитик НКК Кобус де Харт в четверг. Это поднимет риск того, что валюта «выйдет из-под контроля», и она «не может привести к существенному притоку иностранной валюты изначально из-за отсутствия развитых рынков акций и внутренних долговых обязательств».
Задолженности Анголы около 40 млрд. Долл. США это долги компании Sonagol взятые в Китае деньги.
«Правительство, скорее всего, сосредоточится на пересмотре китайских займов и долгов, взятых Sonagolom», — сказал Назли. «Еврооблигации составляют лишь небольшую часть внешнего долга».