Я люблю мандарины. И вот прихожу я в «Глобус». А там этих мандаринов несколько видов, и все отличаются по цене. Одни, довольно крупные, с тонкой кожурой из Марокко. Дорого, заоблачно! Две другие – средиземноморские: турецкие и абхазские. Турецкая в полтора раза дешевле абхазской. А по размеру они примерно одинаковые. Я марокканскую даже смотреть не стал. Я большую не очень люблю. У них, во-первых, кожура чистится очень тяжело. И у крупной получается, что почти половина мандарина — косточки. Да и вкус какой то кислый, не как у той, что поменьше. Да еще и цена какая-то нестерпимая. Короче, однозначно отверг. Теперь из абхазской и турецкой выбрать надо. Абхазская подороже, но может быть, она лучше? Смотрю я на внешний вид. А кожура малость дряблая! Тогда прошу продавца показать мне еще. А другие с серым налетом. Спрашиваю продавца: «Они не свежые у вас?» Он, отводя глаза, отвечает: «Неделю как получили, да не распродали. Сегодня снижать цену будем». Понятно. Прошу показать мандарины турецкие. Желто-розовые! То, что надо. И цена удачная. Беру.
Иду от прилавка, меня мужчина в серой куртке останавливает. «Вот, я видел, вы мандарины выбирали. Похоже, вы специалист. Долго так ковырялись».
«Ну, нельзя сказать, что прямо специалист, но, да, выбирал. Я же для себя».
А он как-то расстроился от моих слов: «Зря вы это!»
«Чего зря?», — не понял я.
«Зря выбирали».
«Почему?»
«Потому, что рынок эффективен. Что ни возьмёте, с учетом цены одинаково с любыми другими мандаринами получится».
«Да, ладно!»
«Точно вам говорю!»
«А почему вы так решили?», — заинтересовался я.
«А вот смотрите – оживился мужчина – таких, как вы, специалистов много. Они все норовят получше выбрать. Продавец это видит и цену на хороший мандарин поднимает. А на плохой, которую никто не берет, опускает. Вот и получается, что каждый манадарин точно соответствует своей цене. Какую ни возьми – одинаково получается, если с учетом цены смотреть».
«Странное рассуждение. Продавец действительно собрался на абхазский мандарин цену снижать, это верно. Но еще пока не снизил. Вот и получается, что у него пока плохой мандарин дороже хорошего стоит. Ну, а вы-то как считаете, как правильно выбирать надо?»
«А не надо выбирать! Надо прийти на рынок с обезьяной, завязать ей глаза, в какой ярлычок она с завязанными глазами ткнет, ту и купить. Поскольку все мандарины по их ценам одинаково хорошие получаются».
«Ну, ладно, спасибо вам, я подумаю», — сказал я и озадаченный пошел прочь.
Иду я и соображаю. С одной стороны, вроде бы, очевидная глупость. Почему это я вместо себя тупой обезьяне с завязанными глазами доверять должен? С другой стороны и в его рассуждении какая-то логика есть. Так уж прямо, как он сказал, никогда у меня не бывало, но в целом-то, да, на плохие мандарины постепенно цены снижают. Занятно!
Иду я себе из магазина. А этот разговор с мужчиной в серой куртке всё из головы не идет. Я уже злиться на себя стал: «Тебе что, думать больше не о чем?» Но какая-то заковыка в логике, какая-то изначальная неправильность была в словах этого мужчины. А понять, в чем дело, не могу.
И вдруг понял. Этот парень там ведь давно стоит. Я его и раньше видел. И он всем свою теорию излагает. Всех убеждает не делать выбора самому. Всем предлагает обезьяне с завязанными глазами довериться. Мало того, что меня вообще раздражает, что человеку предлагают от собственного выбора отказаться. Но там ведь и в логике не стыкуется кое-что.
Обратите внимание, он основывал свою теорию на том, что другие люди, дотошно выбирая мандарины для себя получше и самостоятельно (без обезьяны), уже установили правильные цены, которые сделали все сорта мандаринов эквивалентными (эффективный рынок). Поэтому он решил, что эта работа уже за него выполнена. И теперь он может уже не делать эту работу по выбору. Ему остается просто купить, что попало.
Допустим, даже так. Но он же всех старается убедить, что именно так надо делать. Что выбирать не надо. Допустим, он всех убедит. И все будут покупать что попало. Кто же за нас всех теперь будет проделывать работу по установлению эффективных цен? Это ведь происходит – по его же теории – только в том случае, если многие люди делают свой выбор самостоятельно и тем самым двигают цены.
Что же случится, если человек в серой куртке всех убедит? В этом случае продавец поймет, что все сорта мандаринов люди покупают без разбору, не глядя на качество и на цены. Не знаю, что подумали вы, а я подумал, что в результате мы начнем питаться очень плохими мандаринами по очень высоким ценам. А продавцу вообще не надо будет следить за качеством своего товара. И цены он сможет устанавливать с потолка. Коротко говоря, человек в серой куртке призывал меня разрушить рынок. А значит, стать врагом и самому себе, и всем остальным покупателям.
Продавать дешевле ему банально не дадут, машину сожгут или голову пробьют, там много ньюансов о которых обычные люди и понятия не имеют.