Самые главные правила, тупые и простые:
1. Тратить меньше чем зарабатывать;
2. Никогда не брать в долг;
3. Хотеть меньше, чем иметь;
4. Никакие деньги не стоят здоровья, а здоровье сохраняется спокойной и вместе с тем подвижной жизнью, то есть активным досугом. Спекуляцией даже если сможешь заработать — не сможешь сохранить, сможешь сохранить — отдашь врачам (если кто смог заработать, сохранить и не отдал врачам — я очень рад за него, но я бы так не смог).
5. Не отдавать деньги рынку, то есть ни при каких условиях, за исключением прямого риска банкротства (типа дела Юкоса) не продавать акции дешевле, чем они были куплены. Если рынок упадет до 1 по RTS — деньги уже никому не понадобятся, а если с этого уровня вернется — купишь еще пару объектов недвижимости.
Свои деньги я вкладываю в высокодивидендные российские акции условно бессрочно. То есть акции продаются если дивидендная доходность (средняя за последние три года) становится ниже 5% от текущей цены и я не вижу серьезных причин, чтобы она вернулась к 10%. Соответственно покупаются акции, когда ожидаемые
дивиденды превышают 10% от текущей цены. До 15% от портфеля направляется на покупки акций которые по-моему мнению могут стать в ближайшие 5 лет высокодивидендными (сейчас это энергетические бумаги). По моим правилам вес одной акции в портфеле не может превышать 10%, но за все годы ведения портфеля ни одна бумага не весила больше 5%, за исключением 2009 года, когда цена на Ростелеком преф в 12 рублей меня настолько восхитила, что правила были на полгода забыты и только летом избыток ростела был продан и портфель сбалансирован. Конечно, в те дни Сбербанк был лучшим выбором для нарушения правил, но я ориентирован на дивиденды. Покупаются акции только на свои, никаких плечей. Портфель бумаг как правило весит от 40 до 90% от размера депозита. Сейчас у меня где-то 50% в акциях и идет накопление наличности к лету. Покупки я обычно осуществляю частями, выделив в начале года лимит на каждую соблазнительную акцию, зимой и летом на просадках рынка — одна покупка не больше трети годового лимита на акцию.
Хеджирую позицию фьючерсами на РТС и рубль-доллар и продажей опционов. Я раньше обещал публиковать в феврале в режиме реального времени, как работает мой хедж, но оказался в феврале в пути со случайным интернетом и без возможности что-то писать. Потому сейчас опишу принцип только, а как остановлюсь хотя бы на месяц в каком-нибудь месте, то и сдержу обещание. Принципы следующие: в игре участвует 1 fRTS на каждые 150 тыс рублей депозита, который торгуется по простой трендовой стратегии, хоть по дневным минимумам-максимумам, хоть по фракталам, хоть по скользящим средним — дело характера рынка. Сейчас у меня три скользящих средних на часах, станет рынок более направленным или у меня пропадет возможность приглядывать за ним раз в три часа — будут фракталы на днях и так далее, зависит от ситуации. Ежемесячно, чтобы страховать возможные убытки трендовой стратегии от медленных боковиков, в первый день после экспирации, продаются стренгл из опционов на fRTS экспирирующихся через месяц, стайки выбираются близкие к деньгам +- 5000 пп от текущей цены fRTS. Опционов продается на треть меньше, чем участвует в игре фьючерсов. В случае резких движений, стредл роллируется, но это большая редкость. Даже в 2008 году 5 месяцев из 12 стренгл экспирировался с максимальной прибылью без роллирования в течении жизни. Вот такой простой хедж. На движении вниз он компенсирует где-то 80 — 120 % потерь по акциям, в боковике +- ноль, смотря какой размах, редко бывает и приличный +, если боковик идет без больших гепов. На росте немного добавляет к растущим акциям. Почему на росте немного добавляет, а на падении много компенсирует — падение быстрее и линейней и трендовые стратегии извлекают из падения больше, чем из роста.
Еще одно правило: избыток капитала инвестируется в приносящую доход недвижимость, когда для этого создаются условия (пузырь в акциях против дна в недвижимости). Избыток или нет у меня капитала я определяю растущим у меня страхом :) перед суммой на брокерском счету — один раз, когда только начинал, в 1998 году летом я потерял почти все из-за банкротства биржи.
Еще стоит учитывать, что высокая дивидендность портфеля сама по себе хедж. При кризисах дивидендная доходность падает не так сильно, как стоимость активов, а порой и растет, ибо мажоритариям нужна наличность без затрат на криминал и налоги, а дивиденды отличный способ ее получить из своих активов.
В чем плюсы: не надо тратить много времени и сил на рынок, имеешь вполне приличную доходность к любому капиталу от 5 тыс долларов (не надо мне говорить, что маленький капитал должен непременно быть очень спекулятивным. если этот капитал не терпит перейти в другие руки, то я согласен, пусть будет спекулятивным), я сам начинал трех тысяч баксов, до 2002 года учился, то торгуя, то отчаиваясь и бросая это дело. С тех пор доходы от инвестиций оплачивают все мои расходы и это мой единственный бизнес. С января 2003 года я если и работал, то только временно в проектах, которые мне нравились и по теме и по коллективу. Сейчас уже основу доходов составляют поступления от недвижимости. С 2007 года я путешествую. Такие дела. И да, сразу скажу, что мои родители не могли мне ничем помочь, кроме хороших советов, типа «не бери тяжелого в руки и дурного в голову» и т.д. Я не коренной москвич, а самоиспеченный. Начинал свою жизнь бродягой и с 17 до 20 лет обошел пешком и автостопом пол Советского Союза не имея больше 10 копеек в день за душой. Так что не надо думать, что высокий старт что-то в судьбе человека принципиальное определяет. Мой опыт доказывает обратное.
В создании правил — самое главное понимать,
при каких условиях ты будешь их нарушать
и когда/при каких тыы их меняешь.
Ничто не вечно.
Уважаю.
Какой размер в долл. хедж-фонда на 01.01.2011?