Святослав Нефтянщиков
Святослав Нефтянщиков личный блог
21 мая 2017, 13:41

Саудовская Аравия и Россия находятся в разногласиях по всему, кроме нефти

  Два производителя находят общий язык в поиске драйверов для роста цен на нефть
  Союз может разойтись, если сокращения не будут противодействовать росту сланца

Саудовская Аравия и Россия вступают в разногласия практически по всем вопросам: война в Сирии, политика в отношении Ирана, связь с Вашингтоном. Но когда речь заходит о поддержании мировых цен на нефть, они никогда не были более согласованными.

Посмотрите, как в этом месяце объединились два крупнейших производителя нефти в мире, чтобы сказать рынкам, что они хотят сохранить ограничения добычи на дополнительные девять месяцев. Скоординированные утечки и официальные заявления из Эр-Рияда и Москвы — распространились еще до того, как саудовцы пообещали договориться о сокращении с ОПЕК в этот четверг, — в течение нескольких дней нефть выросла на 5 процентов.

«Речь идет о двух странах, которые остро зависят от нефти», — сказал Игорь Юсуфов, который в 2001-2004 годах занимал пост министра энергетики России, в последний раз, когда страны сотрудничали в области энергетической политики.

Их сотрудничество по расчету было обусловлено общей необходимостью стабилизировать цену товара, на который опирается их экономика и политическая легитимность. В этом процессе Россия и Саудовская Аравия меняют баланс
сил, который является движущей силой глобального энергетического рынка после нескольких лет ослабления влияния Организации стран-экспортеров нефти.

Является ли их альянс достаточно сильным, чтобы выдержать испытание временем или быстро раскрутиться, в значительной степени зависит от того, насколько эффективным будет ожидаемое продление сокращений производства до марта 2018 года при удорожании цен. Ставки особенно высоки для Саудовской Аравии, так как давний постоянный клиент США преподносит себя как конкурирующий производитель.

Саудовская Аравия и Россия находятся в разногласиях по всему, кроме нефти

 У дуэта есть неотразимые внутренние стимулы, чтобы заставить себя работать. Владимир Путин стремится подстегнуть российскую экономику, только что оклемавшуюся после двухлетней рецессии, тем более перед предстоящими выборами в марте 2018 года. Саудовский принц Мухаммед бин Салман, царь, ответственный за инженерные разработки, имеющий беспрецедентную экономическую перестройку, нуждается в более крепкой цене на нефть. Нефть марки Brent выросла с 46 до 53 долларов за баррель, поскольку соглашение о сокращении добычи на 1,8 миллиона баррелей в сутки было впервые принято в последние недели прошлого года. Но упала на 8 процентов от максимума, в основном из-за того, что глобальное перенасыщение заметно не ослабевает.

Шаткая История

Трения между парой уже возникли. В то время как Саудовская Аравия быстро достигла сокращения в 600 000 баррелей в сутки, превысив свое обязательство, Россия почти за четыре месяца до начала своего обещания сократила половину этой суммы. По словам людей, знакомых с саудовским мышлением, Эр-Рияд временами испытывал нетерпение по поводу темпов соблюдения Москвой.

Это звучит знакомо, потому, что в последний раз, когда саудиты и русские координировали нефтяную политику -
пятилетний период, заканчивающийся в 2004 году, их сотрудничество в конечном счете рухнуло, потому что Москва не смогла реализовать обещанные сокращения, и Эр-Рияд был расстроен.

Это было до того, как сланцевая промышленность США потрясла энергетический баланс на мировом нефтяном рынке и вынудила экспортеров нефти во всем мире стремиться к акклиматизации. Так как нефть начала падать в середине 2014 года, они столкнулись с бюджетным дефицитом, который заставил большинство окунуться в нефтяные сбережения и занимать деньги.

«Первый мотивация — это доходы от нефти», — сказал Джон Браун, исполнительный председатель инвестиционного автомобиля российского миллиардера Михаила Фридмана L1 Energy и бывший глава BP Plc. Но есть и другая мотивация:
использовать «возможности геополитической власти», сказал он.

Дипломатический инструмент

Эр-Рияд в частности, рассматривает грубую политику как инструмент влияния на российскую дипломатию на Ближнем Востоке, где саудиты и русские поддерживают противоположные стороны в войнах, бушующих в Сирии и Йемене. В рамках сотрудничества Путин и Принц Мохаммед провели личную встречу в кулуарах «Большой двадцатки» в сентябре в Китае.

В прошлом месяце принц Мохаммед сказал «Вашингтон пост», что сотрудничество в конечном итоге сблизилось московским товариществом и Ираном, саудовским противником. «Главная задача не в том, чтобы Россия разместила свое производство в Иране», — сказал 31-летний принц в этом интервью.

Между тем, Москва, начиная с 1991 года, когда Советский Союз рухнул в 1991 году, ищет роль на Ближнем Востоке,
часто сталкиваясь с США.

Для нефтяных трейдеров альянс изменил игровое поле. Проведя годы на каждом слове ближневосточных нефтяных чиновников в кулуарах встреч ОПЕК в венских отелях, они теперь более внимательно следят за комментариями из Кремля.

Разворот в отношениях наступает после десятилетия антагонизма по поводу энергетической политики, и Россия, в частности, отказывается работать с саудовцами для стабилизации цен в 2008 году, когда цена барреля нефти снизилась более чем на 100 долларов за пять месяцев.

 Сдвиг ставок

Совсем недавно, на встрече в Вене в ноябре 2014 года, министры Саудовской Аравии Али Аль-Наими и Игорь Сечин, союзник Путина, который управляет контролируемым государством нефтяным гигантом «Роснефть», столкнулись с
проблемой управления добычей нефти. Сечин исключил ограничения, заявив, что российские компании будут бороться за сокращение производства в холодную сибирскую зиму. Наими не скрывал своего гнева.

«Похоже, никто не может сократить производство, поэтому я думаю, что встреча окончена», — сказал он, согласно своим мемуарам. 

В последнем альянсе появились новые лица: российский министр энергетики Александр Новак и Халид аль-Фалих, который сменил Наими после его ухода в отставку в мае 2016 года. Примерно через шесть месяцев эти две фигуры были
ключевыми в достижении сокращений от около двух десятков стран. Они часто общались по телефону и проводили несколько совместных пресс-конференций, включая этот месяц, они координировали заявления и сокращения.

Но отношения могут сломаться быстро. По данным Управления энергетической информации, производство сланцевой нефти растет настолько быстро, что, по прогнозам, в следующем году объем производства в США достигнет рекордных 10 миллионов баррелей в сутки. На данный момент это больше, чем в Саудовской Аравии.

Тенденция не сильно повлияет на российско-саудовский симбиоз. В последние дни Сечин призвал российское правительство разработать план упорядоченного выхода из сокращений и пообещал «быть готовым к конкурентной борьбе». В марте «Роснефть» уже предупреждала «о риске возобновления ценовой войны.

Если производителей США не удастся убедить ограничивать поставки наряду с саудитами и россиянами, то итоговое сражение за долю на рынке может «разрушить рынок», предупредил бывший российский министр Юсуфов.

3 Комментария

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн