Отец создателя первой электронной сигареты умер от рака легких, что сподвигло ученого-фармацевта на создание инновационного устройства, помогающего отказаться от традиционных сигарет. По мере роста популярности устройства, его ассоциация с сигаретами начала все больше мешать.
Во-первых, само название «электронная сигарета» как-бы продвигало обычные сигареты и курение. Во-вторых, название вводило в заблуждение потребителя, ибо с помощью него не курят, а ингалируют. Предложение «пойдем, поингалируем» звучит сюрреалистично. В итоге, было придумано новое слово – vape (вейп).
В 2008 году, когда было запущено массовое производство вейпов, продажи в индустрии составили $20 млн. К концу 2015 года речь шла о $2,9 млрд. За семь лет показатель взлетел на 14 300! Вполне вероятно, что многое еще впереди. Согласно оценкам Wells Fargo, в 2020 году речь может идти уже о $10 млрд.
Возможно два варианта. Первый – покупка акций традиционных табачных компаний, которые стремятся развиваться в сторону инноваций. Второй – приобретение бумаг специализированных вейпинговых компаний. Давайте разберемся поподробнее. Все нижеперечисленные акции торгуются на фондовом рынке США.
Традиционные компании
• British American Tobacco (BTI)
Находится в процессе поглощения конкурента Reynolds-American, готовясь стать крупнейшей табачной корпорацией в мире. Продвигает технологию предоставления табачного вкуса и никотина пользователям электронных сигарет, минуя токсичные соединения. Первый NHB продукт- iFuse glo — был запущен в Японии, где за 10 недель захватил 5,4% рыночной доли. Сейчас вейпинговые продукты BAT присутствуют на 12 рынках, в 2017 году число рынков сбыта планируют удвоить.
• Reynolds-American (RAI)
Ранний игрок вейперинговой индустрии. В 2012 году приобрел blu eCig, который со временем был превращен в крупнейший мировой бренд с рыночной долей в 50%. Затем бренд был продан Imperial Tobacco из антимонопольных соображений. Сейчас Reynolds продвигает продукты Vuse e-cig, которые занимают лидирующие позиции в США с рыночной долей в 38%. В планах – новые продукты.
• Philip Morris (PM)
Известен устройством iQOS. Продвигает продукты HeatSticks под брендом Marlboro, базирующиеся на настоящем табаке. Компания намерена получить маркировку о сниженном риске для своей продукции от регуляторов США. Одобрение от FDA даст Philip Morris несомненное преимущество перед конкурентами.
Специализированные компании
• Vector Group (VGR) – владелец предприятия Zoom E-Cigs LLC, производящего устройства с «закрытой системой», подобно ведущим табачным компаниям, что позволит избежать нападок со стороны гигантов.
• mCig Inc (MCIG) – известна серией вейпов на основе стекла.
• Electronic Cigarettes Intl Group (ECIG) – еще одна точечная ставка на популярность вейпинга.
Пока перспективы индустрии вейпинговых продуктов выглядят многообещающими. Впрочем, надо понимать, что в отношении индустрии могут быть внесены регуляторные ограничения, прежде всего, касающиеся потреблениям продукции молодежью. Кроме того, мода переменчива.
В случае традиционных гигантов отметим различные судебные иски и снижение популярности обычного табакокурения, на котором базируется их бизнес модель. Нишевые предприятия менее диверсифицированы, то есть подвержены специфическому риску бизнеса. Помимо этого, их акции зачастую торгуются на внебиржевом рынке и гораздо более волатильны. Инвестировать ли в подобные бумаги, решать вам и только вам!
БКС Экспресс