Кирилл Лукин
Кирилл Лукин личный блог
08 февраля 2012, 17:01

Истерия вокруг Греции: месяц до дефолта или блеф Евросоюза?

Если прежний оптимизм политиков был связан с их надеждами на новое правительство Греции во главе с премьер-министром Лукасом Пападимосом, то нынешние реплики европейских лидеров отличаются куда более категоричными, а подчас и паническими, настроениями.

Уже в середине марта Греции предстоит погасить порядка 14,5 млрд евро по своим обязательствам, причем этих денег у страны нет. Вся надежда здесь на очередной транш по первой программе помощи: из нее пока выплачены лишь около 70 млрд евро. Правда, чтобы получить свою законную «дозу» кредитов, грекам предстоит еще полностью согласовать условия запуска второй программы. Европейские партнеры Греции, с одной стороны, разумно отказываются давать деньги без новых жестких обязательств экономии. С другой — если греческое правительство не сможет платить по счетам, то европейское сообщество рискует столкнуться с катастрофическими потерями по своим кредитам и займами. Так что, кто больше проиграет от дефолта Греции — сами греки или ее кредиторы,  остается вопросом. На этом фоне политики и эксперты не перестают высказывать свои мнения насчет возникшей проблемы. 

8 февраля стало известно о том, что ЕЦБ может перевести имеющиеся на его счетах гособлигации Греции на баланс Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). ЕЦБ держит на своих счетах около 55 млрд евро в греческих бондах из общего долга проблемной экономики в более чем 350 млрд евро. Трансфер может провоться по чистой стоимости этих бумаг без учета процентных выплат по ним. При таком раскладе единственной, кто выиграет от сделки, станет сама Греция. После перевода средств на баланс EFSF начнется незамедлительная «стрижка» бумаг на 50%. Таким образом, греческий долг помимо урезаний частным сектором сократится еще на 27,5 млрд евро.

Также поступала информация о том, что премьер-министр Греции Лукаш Пападимос 8 февраля намерен заручиться поддержкой ведущих политических партий страны по условиям запуска второй программы финансовой помощи. Речь идет о предварительном проекте соглашения с «тройкой» кредиторов. «Тройка» требует сократить минимальную зарплату в частном секторе на 20%, урезать накопительную часть пенсии на 15% и дополнительно снизить госрасходы на 500 млн евро.

Пока что переговоры по-прежнему проходят в крайне напряженной обстановке. В Афинах предстоящие реформы вызывают народные волнения, инвесторы по всему миру остаются в нерешительности из-за отсутствия решения проблемы.

7 февраля вице-президент Еврокомиссии Нили Крус прямо заявила: «Еврозона вполне может избежать еще большей беды в том случае, если Греция будет вынуждена покинуть зону обращения единой валюты».

Риторика одного из высших должностных лиц в европейском регуляторе могла бы вызвать настоящий шок еще осенью прошлого года, но уже сегодня это лишь одно многих подобных высказываний.

По словам Крус, выход одного из государств из еврозоны совсем не означает краха всего валютного блока. Хотя и очевидно, что для самой Греции последствия будут весьма серьезными.

Хотя, конечно, далеко не все политики Старого Света видят в уходе Греции позитивные стороны. Например, председатель совета министров финансов еврозоны Жан-Клод Юнкер считает, что, даже если Греции придется покинуть валютный блок, финансовая ответственность с тех, кто ее сейчас поддерживает, не спадет. По мнению главы Еврогруппы, оставшимся европейским странам придется продолжить вкладывать в греческую экономику «немыслимые» суммы денег в соответствии с уже взятыми на себя обязательствами.

Однако пока Юнкер остается в рядах оптимистов или, по крайней мере, тех, кто публично высказывает надежды на преодоление греческого кризиса. У политика нет сомнений в том, что Греция полностью выполнит все свои обязательства. Более того, Юнкер не видит возможности принудительного вывода греческой экономики из еврозоны. Он считает, что у европейских лидеров нет возможности заставить греческие власти «добровольно» покинуть зону обращения единой валюты, поскольку подобных инструментов для принудительного исключения у Европы нет.

Не менее актуальными на сегодня, помимо заявлений политиков, остаются оценки происходящей ситуации ведущими учеными и экономистами. В частности, профессор Колумбийского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц считает, что дебаты вокруг греческого госдолга открыто демонстрируют подводные политические течения и близорукую экономическую политику в Европе.

Ученый уверен, что в истории с Грецией Европейский центробанк (ЕЦБ) явно проявил слабину, уступив право решать вопрос с реструктуризацией властям государств. Стиглиц считает, что Германия диктует требование частному сектору проводить глубокую реструктуризацию, хотя ЕЦБ настаивает на добровольной «стрижке» бондов. В этой ситуации именно ЕЦБ должен занимать твердую позицию, не позволяя банкам спекулировать и набивать цену в сделке с греками.

Хотя если с банками Греции более-менее удалось достичь консенсуса, то с «тройкой» международных кредиторов в лице ЕС, ЕЦБ и МВФ дела обстоят пока не лучшим образом. Правительство проблемной страны уступило «тройке» в одном из главных вопросов. Под давлением международных кредиторов кабинет министров согласился уволить 15 тыс. рабочих в госсекторе в течение текущего года. Таким образом, греки еще на шаг приблизились к заветной второй программе помощи на 130 млрд евро, хотя пока до финальной точки в этом вопросе еще далеко.

Греческие власти наотрез отказываются сокращать зарплаты, чтобы окончательно не дестабилизировать обстановку в стране. Хотя улицы Афин и так уже заполнены тысячами демонстрантов. Министр финансов страны Евангелос Венизелос признает, что переговоры идут настолько жестко, что каждый раз, решая один вопрос, мгновенно оказываешься перед новым. «Это как Гидра. Но поскольку среди нас нет Геркулеса, способного в одиночку сразиться с этой Гидрой, нам необходимо сплотиться и убедить греческих граждан, дать им полное представление о программе, а также приступить к решению, которое мы выбрали, а именно к сохранению страны в зоне евро», — разводит руками Венизелос. Правда, остается неясным, считает ли греческий Минфин олицетворением зла «тройку» или же накопившиеся в греческой экономике проблемы.

Правда, если исключить мифическую составляющую вопроса, то становится довольно проблематично определить истинную причину столько долгих дискуссий вокруг второй программы помощи. По крайней мере, так считает федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Глава немецкого правительства так и заявила: «Я не могу понять, почему мы должны ждать еще несколько дней. Время на исходе». С другой стороны, Меркель остается как раз в числе тех политиков, кто не намерен давать денег Греции без новых обязательств.

Помимо этого Меркель выступила с новой инициативой, направленной на более эффективное управление государственным долгом Греции. Предложение сводится к тому, чтобы сегрегировать расходы греческого бюджета на выплату процентов по госдолгу в отдельный фонд. Позднее в СМИ появлялась информация о том, что в высших политических кругах Европы уже разрабатывается данный законопроект (отсюда)
4 Комментария
    • Bobby Axelrod (ABN Capital)
      08 февраля 2012, 17:18
      Кирилл Лукин, + Спасибо за развернутый пост. в профиль тоже +

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн