У каждого художественного произведения два автора — собственно автор (творец) и другая сторона: зритель, читатель, слушатель (в зависимости от вида произведения).
От кругозора человека, вступившего в контакт с художественным произведением, зависит, что он увидит и почувствует под воздействием творения, какие ассоциации будут затронуты.
Критики при наличии соответствующей квалификации — это группа людей, владеющая обширным культурным багажом в соответствующей области. У них богатство семантических связей, активируемых произведением, может быть намного шире, чем у автора. И последний зачастую изумляется глубиной своего произведения в отзывах критиков, а также тем, что по мнению критиков он хотел выразить или сказать тем или иным пассажем.
Но есть и другая сторона проблемы, когда бедность культурного багажа и ассоциаций заставляет читателя, зрителя, слушателя загонять объект наблюдения или изучения в прокрустово ложе своих куцых знаний и представлений, видя в произведениях в стиле ню только сиськи и задницы, а в картинах на библейские темы только толпы каких-то людей, неизвестно зачем собравшихся и непонятно что делающих.
Другие области знаний и человеческой деятельности не исключение.
P.S. По мотивам некоторых несостоявшихся дискуссий по тематике ТА…
Козьма Прутков.