Мы привыкли к негативной роли дефицита, там, где он нам встречается. В бытность экономики позднего СССР, дефицит товаров первой необходимости, был порой настоящим бедствием. Сейчас дефицит чаще всего организуется искусственно, с целью заработать. И конечно все в рамках закона и даже с претензией на нормальность. Зайдите в любой аэропорт, ночной клуб или круизный лайнер, и вы удивитесь, как легко обычные продукты становятся дефицитными, вследствие чего дорожают порой десятикратно! Более того, бизнес, зарабатывающий на дефиците, не стесняется лоббировать свои права на сверхприбыль. Скажем противостояние между традиционными гостиницами и системой AirBNB, как раз предполагает жесткое ограничение предложения на рынке посуточной аренды. А значит, планируется именно дефицит, который в отдельных городах предполагает расходы клиентов от $60 в сутки, за буквально спальное место в комнате с 10-тью соседями. Отвратительно, не правда ли?
Но вот появляется феномен последних лет, дефицитная и соответственно дефляционная криптовалюта, который служит интересам потребителей. А сейчас, многие люди по прежнему пытаются понять, что такое биткойн? Среди этих людей встречаются и бизнесмены, и чиновники облеченные немалой властью. И конечно их сознание зачастую отмахивается от технической информации, про отсутствие единого центра и блокчейн для проведения транзакций. Между тем, самый главный ответ просто плавает на поверхности: биткойн это самый дефицитный актив во Вселенной. Можно сравнить с тем же золотом, которое веками справлялось с ролью денег. На сегодня добыто и распределено около 200 тысяч тонн драгоценного металла, но вокруг нас, его ещё очень много. И доступность оставшегося «не добытым» золота прямо зависит от технологий и цены на этот металл. Так вот, если брать только нашу галактику, наверняка на один потенциально существующий биткойн, придется несколько миллионов тонн золота, которое когда-либо будет доступно для человечества.
Присмотритесь, как растет денежная масса биткойна, и как снижающаяся инфляция может быть связана с количеством активных монет (зеленая линия):
Это конечно оценочно нарисованная кривая, которая отражает, сколько монет будет потенциально предложено к продаже, при любом росте их стоимости. Суть в том, что самые серьёзные дефляционные процессы начнутся гораздо раньше 2140 года, когда будет добыт последний биткойн. Дефицит неизбежен уже в обозримые годы, и он будет провоцировать рост цены, а растущая цена спровоцирует ещё больший дефицит. Дело в том, что у многих держателей биткойнов потребности в потребления ограничены, далеко не все хотят обзавестись дорогими яхтами и коллекцией суперкаров, их устроит просто комфортная жизнь в статусе рантье. Что уж там говорить, про состоявшихся мультимиллиардеров, которые отдают изрядные части состояний на благотворительность. Так что с большой вероятностью, значительная часть биткойнов с годами будет оседать на холодных кошельках. А нынешний рост курса происходит на фоне, когда дефляционные факторы ещё даже не работают толком.
Остается вспомнить только бездарного профессора, что предрекал биткойну крах к $10 в 2014 году. Это тот случай, когда люди настолько погрязли в парадигмах прошлого, настолько уверовали в концепцию инфляционных денег-фантиков, что осмеливаются делать смехотворные прогнозы. По факту никакие убеждения, никакое насилие в будущем не сможет повернуть интерес человечества от дефляционных криптовалют, в сторону инфляционных/гиперинфляционных продуктов ЦБ. Промывка мозгов обывателей относительно успешно работала с 70-ых до начала нулевых, и многие золотые жуки потеряли из-за успешности этой аферы (в пересчете на доллары). Фактически это было временным успехом плановой экономики, в которой все зависело от объемов денежной эмиссии и ставки ФРС. Только экономика не может интенсивно развиваться в таких условиях, без роста рисков. Производство «из воздуха» триллионов долларов, евро и йен, имеет свою цену, как и само деструктивное устройство системы currency board. И человечеству придется выплачивать эту цену также в обозримое время. А биткойн при этом начинает играть роль универсальной страховки, поскольку курс его будет расти, по мере дальнейшего роста рисков в банковской системе.
По рискам интересно отметить страшилки, которые изобретают «гуру» отечественной экономики. Например, старший инспектор [длинная должность] Георгий Смирнов некогда выдал такой набор слов: «Неконтролируемая денежная масса будет эмитироваться в условиях сжатия рублевой ликвидности и просто заместит реальные деньги». Отмечу, что денежная масса биткойна будет и дальше расти с заранее известной скоростью, какие-бы усилия наши власти не применяли. Более того, уже существует большая часть, 16 миллионов монет и делать проблему из эмиссии ещё 5 миллионов кажется просто нелепым. И с другой стороны, если биткойн и другие криптовалюты, каким-то образом заместят реальные деньги, это означает получение и нашими инвесторами дичайшей сверхприбыли, сотни миллиардов долларов минимум. Если господин инспектор не хочет, чтобы в нашей экономике присутствовали столь большие деньги, хотя-бы даже эквивалентом в триллион долларов США, значит, он приветствует утечку капитала или возникновение его в конкурирующих экономиках. А ведь утечка даже малой доли такой суммы для экономики страны оказалась подрывной потерей за последние годы, при том, что за деньгами вслед обычно утекают и лучшие кадры, и бизнесы целиком.
Единственный видимый выход для крупного бизнеса и ЦБ — ставка на менее дефляционные криптовалюты (у которых эмиссия не становится исчезающе малой в ближайшие годы). Но реализовать это лишь немногим проще, чем продолжать навязывать стремительно растущие триллионы кредитных денег на банковских серверах. Более того, временное окно возможностей для таких действий, захлопнется очень скоро. Фактически точкой невозврата можно будет считать массовое принятие биткойна, а оно уже не за горами.
Петров Александр © декабрь 2016
P.S.: Всех причастных, с праздником 23 февраля!
Я не дочитал, но это неверная интерпретация. Криптовалют куча, они конкурируют между собой и постоянно появляются новые, поэтому рано или поздно они начнут быстро дешеветь, если не появятся какие-то жесткие ограничения.
Взаимно
У нас есть хорошая возможность сравнить. В криптовалютной финансовой реальности прогресс очень быстрый, сжатый, поэтому пример из другого рынка. Многие картины сегодняшних художников, конкурируют с полотнами того-же Винсента ван-Гога или Пабло Пикассо? Они заставили обесцениться хоть одну картину из тех веков? Может ремейки его картин, с реставрацией реалистичности до 4800 точек/дюйм (фотографическое качество!), смогут продаваться дороже оригиналов? Ведь должны-же более качественные товары, стоить дороже...
Математические мощности, которые защищают отдельные альткойны, соотносятся с мощностями защищающими биткойн, порой как смартфон в сравнении с суперкомпьютером. Какой резон инвесторам утекать в менее защищенные форки? )
Сейчас биткойн является страховым активом, на случай проблем с банковской системой (Братьев Лимонов все уже забыли, а напрасно), на случай повтора конфискации вкладов как было на Кипре, на случай гиперинфляции в той или иной стране (чего терять жителям Венесуэллы?), в конце-концов как защита от нового включения печатных станков любым ЦБ. Я полагаю, что таким-же резервным инструментом товарно-денежных отношений, биткойн воспринимают некоторые сильные мира сего. Для человечества в целом, преимущества криптовалют перевешивают проблемы исходящие от них, поэтому опасаться глобального запрета имхо несколько странно.
Это тоже фигня. Нацвалюты — единственное законное платежное средство, они и так являются следствием насилия государств. На том и стоят, и стояли испокон веку.
И кстати, фантазировать об физически не реализуемом запрете, годами скептикам никто не мешал. Биткойн по этому поводу не раз приговаривали к уничтожению. Правильно рассуждать, что пойдя на серьёзные нарушения прав граждан, можно задвинуть криптовалюты глубоко в тень, ожесточить и мотивировать к конфликту некоторое число бизнесменов. США несколько непохожи на наше автократическое общество, привыкшее к позиции «власть это все, а общество это недостойный плебс». Там есть по крайней мере декларация, что власть работает на общество, во имя его интересов. Поэтому выбирать они вольны любые варианты на сегодня, кроме силовых и скандальных. И тут вступает в силу интересное уравнение: в любой момент времени победить биткойн, стоит скажем в 100 раз дороже его капитализации (терпимо, в сравнении с госдолгом, но дорого блин!). В число потерь включаются самые разные риски последствий. И на сейчас, сам биткойн по отношению к другим проблемам банкиров, властей и ZOG, занимает позицию далеко не в первой сотне, чтобы им заниматься серьёзно. А когда он все-таки войдет в первую сотню, стоимость конфронтации вырастет до сотен триллионов долларов, что для правительства с дырявым бюджетом наверное многовато.
E-gold, Liberty Reserve… возможно биток продолжит список, США убивают платежки, как только они начинают мешать или привлекают преступные деньги.
И как показывает безуспешная борьба с теми-же торрентами, в отличии от централизованного Napster, теперь руки власть имущих в значительной степени связаны. Поскольку для решительной победы, придется запустить их в каждый компьютер на планете, очень глубоко (абсолютный конец приватности). И при этом есть пряник, в котором скрывается некоторая ущербность биткойна для истинно секретных транзакций между пользователями (всего-лишь псевдонимность, да миксеры как вспомогательный сервис). Ведь такие криптовалюты, как Monero или ZCash станут непреодолимой головной болью для спецслужб, стоит зачистить для них рынок сократив долю биткойна. Там транзакции очень уж легко защитить от отслеживания. Собственно, я уверен что среди чиновников американского правительства, среди их силовиков, есть желающие замещения наличного оборота через криптовалютный… поскольку транзакции в цифровых сетях все-таки иногда можно отследить, а с резанной бумагой это дорого стоит.
Мое видение примерно такое: огромный товарооборот, который с течением времени, вероятно, будет только увеличиваться требует под себя не меньшего обеспечения, в роли этого обеспечения ранее выступали натуральные ценности (в т.ч. драг. металлы), когда их стало не хватать — обеспечением (естественно под влиянием определенного лобби) стали основные резервные валюты.
Хороший пример с антиквариатом, бриллиантами, произведениями искусства. Но у них у всех есть другая — «внешняя» ценность — она для каждого своя, но для многих это — красота, великолепие, историческая ценность, роскошь и прочее. У биткоина всего этого нет — вся его ценность — это его ценность как средства обмена. Конечно, нельзя исключать, что в будущем биткоин действительно станет дефицитным товаром, цена на который (в силу ограниченности эмиссии) будет возрастать. Но какова его реальная стоимость? Каково его применение? Это ведь по сути деньги — а деньги нужны для расчетов. Для реально больших денег масштабность биткоина смешна, а его дефицитность играет по этой причине как раз не в пользу развития сценария с ростом, особенно в условиях процесса значительного ускорившегося (и постоянно ускоряющегося в силу научно-технического прогресса) развития аналогов.
Собственно, мне кажется для многих бизнесменов и просто граждан, освобождение от неопределенности, от порочной власти монетарных властей, от гиперинфляции способной ударить в любой момент, от ненадежных посредников, уже достаточный бонус для масштабного принятия криптовалют. Криптовалюты порождают целую экосистему, в которой со временем самыми активными агентами будут даже не люди, а смарт-контракты и независимые ИИ (способные зарабатывать и выживать, пускай сегодня это фантастика).