Бум в сфере альтернативного автокредитования в Великобритании и США на фоне сохранения низких процентных ставок может стать причиной следующего финансового и экономического кризиса, предостерегают эксперты.
По данным британской Финансовой и лизинговой ассоциации, в 2016 году британцы увеличили объемы привлечения денежных средств на покупку личного автотранспорта на 12% — до рекордных 31,6 млрд фунтов стерлингов (почти $40 млрд). С 2009 по 2016 год сумма выросла почти втрое.
Американцы стараются не отставать: на конец 2016 года объем выданных автокредитов и аналогичных инструментов увеличился до $1,1 трлн. И если финансовый кризис 2008 года увязывали с ипотекой subprime, то сейчас аналитики встревожены процветанием низкокачественных автокредитов. В конце ноября опасения в связи с выдачей кредитов на покупку автомобилей выразил Федеральный резервный банк Нью-Йорка.
В Великобритании речь идет не столько об обычных потребительских кредитах или автокредитах, а о так называемых персональных контрактах (personal contract plan, PCP), которые сейчас финансируют покупку около 90% автомобилей в Британии. Бум PCP связывают с тем фактом, что центробанки развитых стран уже много лет поддерживают крайне низкие процентные ставки (сейчас 0,25% в Великобритании, 0,50-0,75% в США), а потребители не могут обойтись без этого варианта финансирования, поскольку реальные доходы почти не меняются или снижаются, пишет The Guardian. При этом сроки обновления автомобилей в Европе и США существенно выросли после финансового кризиса 2008 года, и за старый автомобиль было трудно получить достаточную сумму.
Как разъясняет The Independent, PCP — своего рода гибрид кредита и лизинга, наиболее привлекательный низкими ежемесячными выплатами. Покупатель выбирает автомобиль и согласовывает ряд параметров, которым машина будет соответствовать к концу срока PCP (чаще всего, это только пробег, но возможны варианты). На основе этих параметров определяется гарантированная стоимость автомобиля после завершения контракта.
Потребитель выплачивает первый взнос (обычно от 10% до 30%), дальше в течение трех лет (наиболее распространенный срок PCP) платит намного меньше, чем по автокредиту, а затем у него есть три варианта: выкупить автомобиль в собственность с учетом гарантированной стоимости, использовать эту сумму для заключения нового контракта PCP или сдать машину и ключи и полностью уйти из системы.
На кредитную историю при этом практически не смотрят: PCP подписывается не с банком, а с лизинговой компанией или дилером.
В январе Банк Англии отметил, что долговая нагрузка потребительского сектора достигла уровня, сопоставимого с финансовым кризисом 2008 года. Оператор кредитных бюро Experian сообщает, что «число PCP в целом увеличилось пятикратно (на 394%) за последние пять лет».
Из некоторых PCP и автокредитов в США и Великобритании формируются пулы активов, которые используется для секьюритизации, при этом такие ценные бумаги скупают самые разные инвесторы, включая пенсионные фонды. Рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's присвоили большинству таких бумаг максимально возможные рейтинги «AAA», отмечает The Guardian.
Ситуация во многом воспроизводит обстановку накануне финансового кризиса 2008 года, изменился только базовый актив — теперь это автомобиль, а не квартира или дом. Эксперты считают, что так даже хуже, поскольку машины изнашиваются быстрее, чем недвижимость. «Привлечение заемных средств под обесценивающийся актив, например, автомобиль — плохая идея, — утверждает фондовый менеджер Schroders Эндрю Эванс. — В такую систему изначально встроена серьезная уязвимость».
Ценные бумаги, обеспеченные активами (ABS), в которых обеспечением выступают автокредиты и аналогичные формы финансирования, пользуются популярностью у банков, включая HSBC, Lloyds, Wells Fargo, BNP Paribas. В 2007-2008 годах именно вовлеченность таких финансовых институтов привела к «эффекту домино» по всему миру после краха ипотеки subprime в США.
Регуляторы и рейтинговые агентства сохраняют спокойствие, поскольку совокупный объем автокредитов намного меньше ипотеки, а их небольшие сроки — 3 года против 25-40 лет для ипотеки — позволяют быстро сократить долговую нагрузку.
S&P сообщает, что провело стресс-тесты таких кредитных портфелей с использование разных сценариев, включая падение стоимости машины с пробегом на 45%, и ABS остаются надежными. По данным агентства, обесценение и списания автокредитов в Великобритании и других странах Европы сейчас не превышают 0,2%.
Лондон. 13 февраля. ИНТЕРФАКС
и кредиты-лизинги оставить только на электромобили — вот это будет самое правильное.
Ранее аналитики Goldman выделили три основных причины опасений рынка, связанных с Д.Трампом. В частности, это трудности, с которыми придется столкнуться правительству при попытке отменить реформу здравоохранения, принятую при Бараке Обаме; растущие противоречия между двумя основными политическими партиями в США и снижение вероятности их сотрудничества; а также потенциальные риски ряда инициатив Д.Трампа.
«Меры, недавно принятые новым правительством, говорят о том, что президент, скорее всего, твердо намерен выполнить свои предвыборные обещания, связанные с торговлей и мигрантами, что грозит большими рисками для финансового и реального секторов экономики»
smart-lab.ru/blog/379535.php
мало по вашему?
;))