СМИ старательно поддерживают миф о том, что Трамп вступил в должность в период расцвета мировой экономики. На самом деле все совсем наоборот.
Трамп вступил в должность в период затяжного экономического спада, который, скорее всего, продлится еще год. Признаки этого уже налицо. Консервативные движения создаются в качестве козла отпущения за мировой экономический кризис, создают который международные финансисты.
Трамп хвастается рекордной отметкой индекса Dow. Но это ничего не значит. Как только появятся признаки реального экономического прогресса, можно будет о чем-то говорить. И иногда должен случиться кризис, чтобы страна или общество смогли вернуться к стабильности. Это в точности относится к экономике США.
Однако сейчас крайне важно избавиться от ложных надежд в отношении финансового восстановления. Несмотря на внезапное изменение политического курса с Трампом и Республиканской партией, пока нет никаких признаков, что правительство сможет снизить финансовую напряженность.
Правительство не создает богатство, оно его отбирает
Правительство не создает богатство. Оно его пожирает. Причем, чем крупнее правительство, тем более искусны методы отъема средств у населения и нерационального использования ресурсов.
Последнее время можно слышать немало разговоров о рабочих местах, которые будут созданы благодаря расходам Трампа на инфраструктуру. Все это очень напоминает период начала Великой депрессии, а также усилия Герберта Гувера возродить экономику США, которые в реальности никаких плодов не принесли.
Начнем с того, что идеи Трампа о расходах на инфраструктуру не новы. Администрация Обамы и Конгресс США в 2015 г., одобрив самый крупный план расходов на инфраструктуру за более чем десять лет, намеревались осуществить ту же стратегию, что и Трамп сейчас.
Так же как и у Герберта Гувера, усилия Обамы в этой области оказались практически бесплодными. Обама стал первым президентом после Гувера, который столкнулся с «официальным» годовым замедлением роста ВВП США ниже 3%. В 2016 г. рост ВВП упал до печальных 1,6%.
Эпические проекты типа плотины Гувера на самом деле практически ничего не дали для долгосрочной перспективы американской экономики.
Потому что правительство не способно создавать богатство; оно может его только отнимать за счет налогов, которыми расплачивается за долги, создаваемые чуть ли не из воздуха или заключать сделку с дьяволом, то есть с центробанком, печатающим путь к процветанию.
В случае с Трампом общая картина не меняется. Средства налогоплательщиков лучше потратить на самих налогоплательщиков, а не на то, чтобы пытаться увеличить ВВП на один процентный пункт. Да и число предполагаемых рабочих мест, которые будут созданы, – капля в море по сравнению с армией безработных в США в настоящее время.
Так что новые дороги и стена на южной границе – великое достижение для многих консерваторов. Но расходы на инфраструктуру явно не решение долгосрочной финансовой катастрофы.
Взаимозависимость трудно разорвать
Тарифы на импортные товары – еще одна перспектива привлечения средств. Речь идет об импорте из стран, сохранивших торговые преимущества за счет соглашений типа НАФТА.
Конечно, эта концепция несет сугубо практическую выгоду для правительства, давая возможность генерировать большую часть своего финансирования за счет налогообложения иностранного импорта и торговли между штатами. Тем не менее эта идея имеет последствия.
К сожалению, глобалисты больше полувека убеждали всех, что отдельные страны финансово зависимы друг от друга. И США находятся в самом центре этой взаимозависимости с долларом в качестве стандарта мировой резервной валюты.
И чтобы изменить эту взаимозависимость, необходимо изменить сам характер участия в системе. Это означает, что для того, чтобы утвердить большие тарифы для стран типа Китая (то, что предлагает Трамп), США должны пожертвовать статусом доллара в качестве мировой валюты.
И это будет сделано в довольно агрессивной манере странами вроде Китая. Сильный доллар и позиции в казначейских облигациях должны быть ликвидированы, что принесет разрушительные последствия для экономики США.
Более того, при более высоких тарифах стоит ожидать и более высоких цен на прилавках магазинов. Большинство потребляемых американцами товаров поступают из-за рубежа. Более высокие тарифы работают в пользу США, только если у страны есть производственная база, способная производить товары по нужным ценам.
Американского производства сейчас практически не существует. Так что уникальное изменение в производственной динамике США должно произойти таким образом, чтобы страна не столкнулась с большими финансовыми последствиями от использования тарифов как экономического оружия.
На восстановление производства потребуется время
Многих всколыхнуло сообщение о том, что ряд американских корпораций перенесут производство обратно в страну в течение первого срока Трампа.
Еще в 2008-2009 гг. большинство экономистов аплодировали стоя усилиям ФРС, призывающей к количественному смягчению, что должно было привести к снижению стоимости доллара на мировом рынке, позволив сделать американские товары дешевле и вдохнуть новую жизнь в американское производство.
Конечно, этого не произошло, что лишний раз доказало, что большинство основных экономистов – интеллектуальные идиоты.
Главное сейчас не попасть в ту же ловушку. Перестройка производственной базы после десятилетий аутсорсинга займет много времени.
Необходимо ввести в эксплуатацию заводы, определить постоянный уровень зарплат, провести обучение людей с самого нуля. Во многих случаях уже просто нет профессионалов, обладающих необходимыми навыками для поддержания работы заводов США (от инженеров до слесарей, способных управлять процессом).
Кроме того, в краткосрочной перспективе США будут иметь сильный доллар на мировом рынке благодаря тому, что ФРС начала серию повышения процентных ставок после вступления Трампа в должность.
Наивно полагать, что ФРС будет придерживаться «голубиной» политики. Она скорее служит элитам, чтобы разжечь вражду между Трампом и ФРС. Трамп потребует ослабления доллара, ФРС не позволит, в конечном итоге мировая экономика откажется от доллара в качестве мировой резервной валюты.
С сильным долларом у иностранных государств будет даже меньше стимулов покупать товары США, чем было после кредитного кризиса в 2008 г. Если доллар потеряет статус мировой резервной валюты, мы столкнемся со стремительно падающей валютой.
Хватит ли богатства, чтобы поддержать рост производства в пределах США, пока экономика не будет сбалансирована? США погрязли в долгах. Настолько, что даже распродажа природных ресурсов не решит проблему.
Решения начинаются с общества, а не с Вашингтона
Для того чтобы «сделать Америку снова великой», нужны будут децентрализованные усилия для максимального увеличения производства и самодостаточность экономики. Единственный выход сейчас – привлекать нужных людей, которые смогут провести восстановление.
К сожалению, не только крах обернется большой трагедией для многих американцев, но также и тот результат, который предпочитают глобалисты. Они считают, что именно они окажутся людьми в нужном месте в нужное время, способными восстановить систему еще более централизованно.
Они надеются принести в жертву старый мировой порядок и на фоне социального отчаяния убедить массы в необходимости «нового мирового порядка». Этого краха избежать нельзя, его можно только смягчить. Можно бороться, чтобы не дать возможности глобалистам восстановить централизованную систему, как только осядет пыль.
Но не стоит ждать слишком многого от администрации Трампа, которая якобы сможет решить любую из экономических проблем, если захочет.