Финансовые рынки постепенно обретают некоторую долю страха инвесторов, так званный Risk Off. Мировые фондовые площадки находятся под давлением. Биржевой индекс S&P500 может просесть и закрепиться ниже уровня 2100. Нефтяные котировки падают, а безопасные инструменты такие, как франк, иена, золото и серебро растут в цене. Все это лишь по одной причине – Дональд Трамп может стать новым Президентом США.
Напомним о том, что 8 ноября 2016 года пройдут новые президентские выборы США. Перед этим, как мы знаем, целых 8 лет правил представитель демократов – Барак Обама. Победа его преемницы Хилари Клинтон выглядит для рынков статусом-кво. Ее политика более-менее понятна и слабо отличается от текущей Президента США. Политика Трампа, представителя республиканцев, совсем иная. Он рассказывает о том, как поборет госдолг США и ведет протекционизм, вернув американские корпорации домой, а вместе с ними их капитал. Все это делает Дональда Трампа одним большим риском для той стабильности финансовых рынков, которая образовалась с весны 2016 года.
Последние рабочие будни трейдеров преподнесли нам многочисленные фундаментальные события. Это и заседание ЕЦБ. Это и заседание ФРС. Кроме того, мы уже знаем решение Банка Англии и будущую перспективу встречи ОПЕК 30 ноября. Но, все это уходит на второй план, поскольку ключевое событие предстоящих дней –американские выборы Президента. Даже свежая публикация «Non-farm» вряд ли изменит перспективы дальнейшей денежно-кредитной политики Фед. Резерва.
Нет, мы не будем утверждать то, что эти данные маловажны. Как и ранее, они ключевые для Джанет Йеллен и её команды. Но стоит понимать то, что важнее выглядит событие 8 ноября. Мы имеем поводы полагать то, что в случае победы Дональда Трампа, мы не увидим повышение процентной ставки ФРС даже в декабре 2016. Причина в том, что, как бы Йеллен не доказывала свою независимость от политических сил США, именно политика – ключевой элемент влияния и формирования монетарных действий ФРС.
В случае победы Трампа, есть 50-процентный риск того, что Йеллен даже уйдет со своего поста главы Фед. Резерва, так как он первый, кто осуждает ее текущую денежно-кредитную политику. При победе Клинтон, текущий вектор, скорее всего, продолжится, если на первый план не выйдет экономическая конъюнктура.
Ключевым финансовым рынком ажиотажа президентских выборов выступает рынок казначейских облигаций. Американские трежерисы, немецкие евробонды и японские государственные облигации растут в своей доходности. Причиной такого сценария выступают глобальные продажи инвесторов этих бумаг. Они попросту удаляют все облигации со своих портфелей. Примерная картина же наблюдается и на корпоративном рынке, где идут активные продажи многих фондовых инструментов(акций, ETF и корпоративных обязательств/облигаций). Причина всё та же – предстоящие президентские выборы.
Так званный Risk Off перешел в активную фазу Sell Off, особенно после того, когда шансы Клинтон на победу 8 ноября в разы упали. К примеру, еще 2 недели назад телеканал АВС оглашал о преимуществе Клинтон над Трампом в 12%. Сейчас же это преимущество упало, и даже больше: Трамп опережает Клинтон уже на 1%. Как такое возможно? Всё дело в новостях со стороны ФБР, которые могут активизировать дела против Клинтон по вопросу её нарушения прав безопасности государственных дел и документооборота.
Ключевым элементом всего этого выступает то, что финансовые рынки могут вернуть свою повышенную волатильность. Затишье, которое было ранее – это неспроста. Учитывая историческую динамику того же биржевого индекса S&P500, долгосрочное движение инструмента в боковом диапазоне имеет два варианта развития:
Какой вариант более реалистичный решать не нам, а американским гражданам, ведь в случае победы Трампа мы увидим именно второй вариант, но и победа Клинтон, а также её планы по поводу увеличения налогов могут привести ко второму сценарию. Просто перед этим мы вновь будем около года находиться во флетовом состоянии, после которого начнется настоящая финансовая буря.
Дмитрий Лебедь