Еще буквально 3-4 года назад европейский долговой кризис заставлял инвесторов трепетать. Рынки штормило, и регуляторы были вынуждены прибегнуть к масштабным мерам, чтобы погасить пламя.
Однако со временем долговой кризис еврозоны отошел на второй план, наиболее острые проблемы удалось преодолеть. К хорошему быстро привыкаешь, однако расслабляться не стоит, и вот уже новые угрозы и возможности на повестке дня.
1. Deutsche Bank.
Проблемы крупнейшего банка Германии напугали инвесторов на прошлой неделе. Ситуацию уже начали сравнивать с Lehman Brothers, указывая на системные риски для мировой финансовой системы (подробней см. специальный обзор). Впрочем, скорее всего, аналогии стоит проводить с Bear Stearns, который удалось в свое время спасти. Согласно сообщениям в СМИ появившемся в конце прошлой недели, сумма, требуемая Минюстом США в счет урегулирования претензий, снижена с $14 млрд до $5,4 млрд. Отметим, что слухи эти пока не подтверждены официально, так что сюрпризов, приятных или не очень, исключать нельзя. К тому же проблема носит структурный характер и одной договоренностью с американскими регуляторами ее можно в полной мере не разрешить.
2. Конституционный референдум в Италии.
Мероприятие это намечено на 4 декабря и будет посвящено конституционным реформам в стране. В случае вердикта «нет» премьер-министр Италии может уйти в отставку, пройдут новые выборы. Политические позиции может нарастить партия евроскетиков 5 Star Movement. Конечно сценарий «нет» по итогам референдума еще не будет автоматически означать сценарий «выхода из еврозоны». Однако внимания заслуживает низкий уровень поддержки евро внутри страны. Отметим, что сначала года фондовый FTSE MIB index потерял около 24%.
3. Жесткий Brexit.
В выходные стало известно о планах британского руководства запустить выход страны из Евросоюза до конца текущего финансового года, то есть до 31 марта 2017 года. Об этом заявила премьер-министр страны Тереза Мэй. Более того, как сообщил Bloomberg, Т.Мэй не намерена делать защиту финансового сектора приоритетом в переговорах с Брюсселем. Также премьер просигнализировала о нежелании отказываться от возможности по ограничению притока мигрантов из ЕС в страну. Как результат, впереди Британию могут ждать жесткие внешнеторговые тарифы, которые в случае реализации негативно скажутся на экономике еврозоны и финансовых рынках.
4. Будущее ЕЦБ.
Агрессивные «стимулы» регулятора совпали с возвращением спроса на кредиты в регионе. Стоимость заимствования для корпораций снизилась, а расходы потребителей улучшились. Однако восстановление это хрупкое. Многие сегменты, включая промышленность, не радуют. Более того, активы для выкупа ЕЦБ начинают заканчиваться. И хотя частично проблемы можно будет преодолеть путем фискального стимулирования, реализация этого пути может столкнуться с политическими препятствиями.
Подводя итоги, пока ситуация в еврозоне не подразумевает коллапса. Однако есть ряд проблем, которые могут заставить рынки затрепетать. Для предотвращения реализации негативных сценариев политическим деятелям региона надо принять меры с целью смягчения ситуации.
БКС Экспресс