Cразу без предисловий утоплю в цифрах)))
За 8 месяцев 2016 года, дефицит бюджета РФ составил 1,52 трлн. рублей (2,9% ВВП).
- Доходы составили 8,14 трлн. рублей или 59,3% от запланированных (13,7 трлн.);
— Расходы составили 9,66 трлн. рублей или 60,0% от запланированных (16,1 трлн.).
3а 8 мес. прошла большая часть года — 244 дня (66,7%), т.е. и доходная часть и расходная явно не в графике.
Для сравнения в прошлом 2015 году, после 8 месяцев основные показатели выглядели вот так:
— Дефицит 0,994 трлн. рублей (2% от ВВП);
— Доходы составили 8,96 трлн. рублей или 71,4% от заложенных (на 10% больше чем в 2016-м);
— Расходы составили 9,95 трлн. рублей или 65,4% от заложенных (на 3% больше чем в 2016-м).
Т.е. наблюдаем существенное снижение доходов, но также некоторое снижение темпа расходов. Рост дефицита остаётся значительным, хотя и в пределах, заложенных на год — 3% ВВП.
С одной стороны можно предположить, что и далее расходную часть по ряду статей бюджета будут «подрезать», но основные бюджетные статьи (составляющие 2/3 от всех расходов):
– Социальная политика (исполнена на 70,7%);
– Оборонка (исполнена на 59%);
– Нац.безопасность (исполнена на 56%).
Исходя из графика трат, будут выполнены полностью, с высокой вероятностью, это предполагает расход в 3,5 трлн. рублей до конца текущего года. Если умозрительно предположить, что все прочие расходные статьи бюджета будут исполнены только на 90%, то для этого потребуется ещё 2,15 трлн. рублей.
Т.е. расходная часть до конца года, даже при экономии на «не очень важных вещах» (вроде статьи «Национальная экономика» на которую за 8 мес. потрачено всего 1,05 трлн. из 2,5 трлн. заложенных на весь год), составит, по меньшей мере, 5,65 трлн. рублей (всего за год 9,66 + 5,65 = 15,31 трлн. руб. или 95% от заложенных в бюджет)
Теперь смотрим что у нас с доходами:
— Во-первых, следует нас всех поздравить, Россия «слезает с нефтегазовой иглы», только 36,8% дохода бюджета за 8 месяцев (3 трлн. рублей) составили прямые поступления от нефтегазового экспорта и платежей с ними связанных (НДПИ и т.д.).
— Во-вторых, все прочие «ненефтегазовые доходы» составили 63,2% или 5,145 трлн. рублей.
Следует отметить два обстоятельства, такой расклад в доходной части, сложился из-за существенного недобора нефтегазовых доходов, по данным Минфина, в условиях низких цен поступления от них за январь-август составили лишь 49,5% от годового бюджетного плана.
В тоже время, «ненефтегазовые доходы» были собраны чётко в рамках годового графика за 8 месяцев — 66,9%. Можно предполагать, что и далее «ненефтегазовые доходы» будут поступать по плану и до конца года составят ещё 2,56 трлн. рублей.
Наиболее интересным остаётся вопрос, каковы будут за эти 4 месяца нефтегазовые доходы.
Попробуем проанализировать параметры уже полученных доходов за прошедшие восемь месяцев:
Средняя цена марки Urals за этот период сложилась на уровне $ 39,36.
Средний курс $ по расчётам Банка России за январь-август 68,69 рублей.
Т.е. при средней цене бочки Urals в 2 703 рубля, бюджет получил за восемь месяцев 3 трлн. рублей или менее половины годового плана.
Как правило осенью объём продаж продукции ТЭК несколько увеличивается, в частности в прошлом году с января по август объём экспорта российской нефти составил 160,1 млн.тонн (65,4%), а за сентябрь-декабрь ещё 84,4 млн.тонн (34,6%). Т.е. в среднем в месяц в сентябре-декабре экспортировалось на ~ 5%, больше нефтепродуктов, чем в январе-августе.
Такое количественное сезонное увеличение объёма экспорта, при сохранении текущих цен и курса доллара, не позволит бюджету получить 3 трлн. рублей, за оставшуюся треть года (т.е. столько же, что и за истекшие 2/3 этого года).
Следовательно, и дефицит бюджета может увеличиться, собственно Минфин уже допускает, что дефицит по итогам года, составит не 2,36 трлн. которые запланировали раннее, а достигнет 2,78 трлн. рублей.
Выше мы также предположили, что возможно продолжат урезать «не основные» расходные статьи бюджета, тогда чтобы уложиться в «прокрустово ложе» нового планового дефицита, необходимо будет получить от нефтегазовых доходов не меньше 1,83 трлн. рублей (общий доход бюджета будет достигать 12,53 трлн. руб.)
При указанных выше допусках, достаточно цены бочки Urals в рублях на 14% больше чем за прошедшие 8 месяцев, т.е. на уровне приблизительно 3080 рублей.
Учитывая, что сентябрь уже миновал, средняя цена Brent, если считать по ценам закрытия сессий (цена в выходные считается по цене пятницы) за 30 дней составила $47,20 (для Urals 44,17).
Средний курс доллара за сентябрь 64,60, т.е. бочка в рублях в сентябре стоила 2820 рублей, что ниже рассчитанных выше 3080 рублей.
Следовательно, на три оставшихся месяца средняя стоимость барреля Urals в рублях должна составлять 3165 рублей.
Для достижения этого показателя, при сохранении прежней курсовой политики в 64-66 рублей за USD, необходимо, чтобы средняя цена на баррель Urals, составляла $48- 49,5 т.е. на 20-25% выше, чем средняя цена за период январь-август ($39,36).
Если это переводить на более «понятный язык» цен на Brent, то нужно чтобы средняя цена на эту марку держалась в районе $51,5-53 или на 10-12% выше, чем средняя в сентябре ($47,20).
И в заключение график изменения средней цены марки Brent, в октябре-декабре (1999-2015 г.г.) в процентах, относительно средней цены сентября:
Думаю не трудно заметить, что как правило средняя цена завершающих год месяцев (октября-декабря), не поднимается существенно выше средней цены в сентябре. Даже в сильные трендовые годы для нефти, средняя вырастала более чем на 10% лишь дважды в 2007-м и 2010-м.
Т.о. у Минфина и ЦБ РФ, остаётся всё меньше возможностей для манёвра, тем более что средств в Резервном Фонде на 31 августа лишь 2,1 трлн., а дефицит бюджета если средние цены на нефть сохранятся на нынешних уровнях, при прежнем курсе, может вырасти с 1,52 трлн., до 3,75 трлн., если не «экономить» и почти до 3 трлн. при определённой экономии.
_______________________________________________________________________________________________________________________
* В соответствии с цифрами любезно предоставленными Seven_NY5 расчёт скорректирован (в 10:00 мск, 01 октября 2016), в частности доля «чистых» нефтегазовых доходов пересчитана и уменьшена с 43% до 37% (в абсолютных цифрах с 3,5 трлн., до ~ 3 трлн.), исходя из этого скорректированы и остальные цифры и расчёты.
http://www.rbc.ru/economics/04/09/2015/55e9946f9a794786637f2d7b
http://vz.ru/news/2015/9/15/766995.html
https://lenta.ru/news/2015/11/09/federalmoney/
http://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN11I1MC?pageNumber=1&virtualBrandChannel=0
http://www.interfax.ru/business/491040
И да такой детальной картины у меня конечно не было.
«Доходы бюджета за восемь месяцев, по предварительной оценке Минфина, составили 8,14 триллиона рублей, или 59,3 процента от прогнозируемого объема доходов на год.»
«Расходы составили 9,66 триллиона рублей, или 60,0 процента годовой росписи.»
ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN11I1MC?pageNumber=1&virtualBrandChannel=0
Но на общий вывод и расчёты рублевой цены бочки это не особо влияет, потому что в данном случае я использую «чистый доход» лишь только как ориентир, сколько получено в абсолютном выражении, при курсе 68,69 (это данные ЦБ):
cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/ex_rate_ind_16.htm&pid=svs&sid=analit
И средней цене барреля Urals $ 39,36 (Это совпадает с теми данными которые я веду самостоятельно):
interfax.az/view/681016
Но в любом случае, спасибо за более подробный расклад и уместное замечание, сейчас буду исправлять.
Эти цифры с сайта казначейства или ещё откуда-то?
А это разве говорит о слезании с иглы? О Слезании можно говорить лишь тогда, когда доходы от сырьевого сектора будут вытеснены доходами от несырьевого. А у Вас, по большому счету только падение доходов от сырьевого, никакого сопоставимого замещения не произошло, недостающая часть ушла в дефицит бюджета и долги на его покрытие. Цифры в процентах -- это ниачем
Да и откуда, даже в теории, мог бы взяться рост несырьевого сектора, при, ориентировочно, двукратном падении потребительского спроса за последние пару лет? Рост наблюдался только в сельскохозяйственном секторе, вроде, благодаря политике импортозамещения. В других отраслях существенных результатов добиться не удалось, насколько я знаю.
Реальная доля выше, но здесь я картину упростил и добавил несколько «оптимистических допусков»
— про «экономию» средств;
— об увеличении объёма продаж сырья в натуральном выражении осенью.
Скорее всего оба эти предположения слишком радужны.
Нефтяники продали нефть, заплатили з.п персоналу, гос-во берёт налог с фонда оплаты труда, работник нефтегаза пошёл в магазин и купил колбасу, магазин с этого заплатил нологи.производитель заплатил налоги… нефтяники так же заказывают различные работы посторонним организациям.покупают оборудования и т.д с доходов от нефти… и все эти организации платят налоги, а косвенно считай из дохода от продажи нефти и т.д..
Если вычесть влияние нефтегазовых доходов на всю экономику страны и бюджета… то бюджет и сейчас процентов на 60-70% состоит из влияния поступлений нефтяных и др. сырьевых доходов в экономику страны…
Зерно это то же сырьё… И что бесит нет никакой внятной политики.по росту экспорта переработанного сырья… скажем.мы обсудили с представителями с\х, и примем такие и такие меры.которые повысят экспорт переработанной продукции на 20% за 2 года… и так каждый год.то одни меры по повышению доли с более добавочной стоимостью, то другие… только и слышно про всякую чернуху… сирия-ливия-америка-европа-духовитость-агенты гос.депа-сЦБ ничего нельзя поделать-доллар рухнет… почему то другие страны покупают у нас зерно, перерабатывают и продают на экспорт в третьи страны… а у нас -два шага вперёд, два назад…
кстати, эти средства достаточно долго могут крутиться, несколько лет, постепенно снижая оборот.
тут два пути, дать им возможность куда то примкнуть, т.е. создать экономические условия в этот момент
или они все дальше и дальше будут проедаться
потому в период кризиса ослабляют административную, налоговую нагрузку, снижают ставки, какие то меры количественного смягчения, чтобы сбережения потянулись в экономику.
у нас ровно наоборот. ну и результат будет ровно таким
Да и в целом не разделяю оптимизма многих на смартлабе, что до истечения года цены на нефть хоть сколько-то существенно уйдут вверх.
Следовательно как минимум декабрь может оказатся весьма интересным.
А впереди маячит кроме того декабрьский пик годовых выплат внешнего долга, там $18 млрд. с процентами. И денежная масса из-за этого и из-за пика по бюджетным обязательствам в этот месяц традиционно вырастает на 7-8% (плюс на январь обещали ещё 200 млрд., для подачки пенсионерам), конечно часть этих денег попадёт и на биржу/внебиржу для покупки бакса.
Только вот что потом? Дисбалансы сами собой не рассеются.
что в переводе на обычный язык примерно следующее: я потратил больше чем заработал в этом году всего лишь на 3% стоимости своей квартиры.
кто так считает?) только если пытаться изображать хорошую мину при плохой игре
а правда на самом деле такая: мы тратим на ~20% больше чем зарабатываем.
только лишь падением мультипликаторов, т.е. ростом сбережений и благодаря жесточайшим мерам ЦБ мы не накрылись еще медным тазом.
а мы накроемся, во первых кормить керри трейдеров вечно не возможно.
во вторых экономика при этих дебилах, умеющих только пилить никогда не запуститься, здесь нужны структурные, политические реформы.
все надежда только на нефть… ну или план Б.
Сев. Корея, т.е. обратно в совок
по большому счету разницы нет, результат и в первом случае и втором один, за исключением наличия или отсутствия инфляции.
конечно, если результат один, лучше без инфляции. так и порешили наверху.
замораживание бюджетных расходов на 3 года как раз почти приведет в равновесие по плану великих кормчих. при целевой инфляции 4%
и второе, эмиссия весьма значительная, т.е. покрытие дефицита происходит в основном за счет эмиссии.
этот объем денежных средств за счет высоких ставок центробанку пока удается абсорбировать на депозитах, потому Эльвира сказала — особенного снижения ставок дальше не ждите.
К чему это приводит? Керри трейд и сбережения. Если будет и дальше проводиться жесткая политика инфляционного таргетирования будет расти долг ЦБ перед теми и другими, для покрытия которого нужна еще бОльшая эмиссия.
А потом, рано или поздно, все попытаются выйти в узкие двери))
Потом какой выход? Чтобы оживить экономику придут к Глазьевщине на мой взгляд и тогда получим стагфляцию.
По нефти Брент, я веду базу с ценами в эксель файле, в нижней табличке это собственные расчёты. База цен у меня с осени 1982 года, но чтобы народ сильно не шокировать взял только с 1999 года, когда начался сильный тренд вверх и хорошие цены осенью иногда случались, в 90-е там вообще мрак...
Если про резюме. То честно скажу не вижу причин сакрального держания курса и потворствования играм кэрри-трейд со стороны ЦБ, когда бюджет «горит», это как минимум глупо.
Причём тут война и два года? Дисбалансы по структуре бюджета (доходной части и расходной части), копились не один-два года, а долгое время. Теперь из-за изменения внешней конъюнктуры цен, они вывалились все наружу просто напросто.
Устранять их никак не хотят по-прежнему и весь расчёт всё ещё строится на том что конъюнктура изменится и «всё станет как прежде».
Поэтому это не «обвинения» кого-то в чём-то, а констатация факта.
А то что вы предлагаете: Это рецепт в стиле «отнять и поделить», это проблемы мгновенно не решит, а усугубит.
Нужны комплексные реформы в первую очередь экономического плана, без этого никакого движения вперёд не будет.
Потом такие поиски «врагов-предателей» как раз превращаются в очередную подмену кипучей деятельности.
в войне вы находитесь, мы хотим жить мирно, заниматься бизнесом, иметь права и гарантии.
Если упрощённо, размышления о том, на что лучше «ставить» в оставшуюся часть года, на нефть или на доллар.