Летом рубль был неправдоподобно дорог, несмотря на падение цен на нефть. Финансовый аналитик Тимур Нигматуллин считает, что секрет кроется в предстоящих в сентябре выборах. Что будет с российской валютой после сентября?
Нынешним летом на валютном рынке происходило нечто невообразимое: у рубля внезапно появился иммунитет к ценам на нефть. Если раньше снижение или рост цен на нефть немедленно приводили к пропорциональному изменению курса доллар/рубль, то примерно с начала мая эта зависимость начала разрушаться. И вот уже как несколько последних месяцев почти полностью сошла на нет.
Для того, чтобы понять, что происходит и к чему россиянам готовиться до конца 2016 года, имеет смысл вернуться на два года назад.
Назад в будущее
Тогда, в момент валютной паники из-за обвалившихся цен на нефть и введённых против России санкций, Центробанк отказался от практики валютных интервенций и доверил судьбу рубля открытому рынку. Де-факто, регулятор тем самым перешёл к так называемому «инфляционному таргетированию». Грубо говоря, это означает, что ЦБ теперь по большей части заботит только инфляция и он готов закрыть глаза на резкие скачки на валютном рынке ради её снижения до 4%.
Для правительства плавающий курс принёс одни выгоды. Дело в том, что нефтегазовые доходы до кризиса стабильно формировали более половины российского бюджета. Поскольку доходы бюджета резко сократились на фоне снижения цен на нефть, плавающий рубль пришёлся очень кстати. Он позволил сохранить прежние поступления в пересчёте на девальвированные рубли, которых более-менее стало хватать для удержания дефицита бюджета в разумных рамках.
Наконец, от плавающего рубля выиграла и экономика в целом. В отличие от кризиса 2008-2009 года слабый рубль принял на себя всевозможные внешние шоки, что привело к менее резкому падению экономики. Продукция отечественных производителей стала более дешёвой, чем у западных конкурентов. Им не пришлось закрывать бизнес и увольнять сотрудников в прежних объёмах. Сейчас безработица – макропоказатель, который для населения является основным мерилом кризиса, близка к историческим минимумам ещё с момента распада СССР. В июне 2016 года она составила всего 5,4%.
Как видно, причин у правительства и ЦБ отказываться от столь выгодного для экономики и удобного для бюджета инструмента как плавающий курс почти не было. Точнее не было бы, если бы не один момент – осенние выборы.
Немного теории
Не любите сложные термины? Пролистывайте к главе с прогнозами
Есть признаки, что ЦБ уже достаточно продолжительное время искусственно поддерживает рубль в целях стабилизации валютного рынка. Об этом свидетельствует тот факт, что в России, несмотря на снижающуюся инфляцию и низкие процентные ставки в соседних странах сохраняется очень высокая ключевая ставка. Соответственно, более высокая доходность в рублёвой зоне делает нацвалюту более привлекательной по сравнению с иностранной валютой и тем самым способствует её укреплению. Плюс недавно ЦБ сначала резко урезал аукционы РЕПО, а потом и вовсе их отменил. Сделки РЕПО используются для поддержания ликвидности коммерческих банков. Регулятор заключает сделку по покупке ценных бумаг с обязательством последующей продажи через определённый срок по заранее оговоренной цене. То есть если ЦБ поназаключал таких сделок, то в экономике становится больше рублей.
Всё это «мягкий» аналог валютных интервенций. Перейти же к обычным интервенциям ЦБ, вероятно, не хочет из-за опасений, что начнутся массовые спекуляции на курсе по аналогии с концом 2014 года.
Зачем это нужно Центральному банку? Можно предположить, что рубль искусственно поддерживается перед намеченными на сентябрь этого года выборами в Госдуму. По крайней мере поддерживался, пока на сырьевом рынке в начале августа не начался рост цен на нефть из-за предстоящего через месяц заседания ОПЕК, где могут «заморозить» добычу.
Что будет дальше?
Получается, что факторы поддержки рубля носят временный характер. Очень высока вероятность того, что после выборов она сойдет на нет, так как плавающий курс фундаментально выгоден правительству, ЦБ и всей экономике в целом.
При этом, «поддержка» извне тоже может скоро закончиться. Так, сейчас всё идёт к тому, что в США к концу года будет повышена ключевая ставка. Это, скорее всего, спровоцирует отток капитала с развивающихся рынков, к которым относится и Россия. Может разгореться новый кризис в Европе, или произойти эскалация конфликта на Украине. В таком случае, потоки капитала перестанут поддерживать рубль, и он вновь будет чётко следовать за нефтью. И если окажется, что после выборов она будет ниже нынешних $50 за баррель, то нацвалюта может достаточно быстро заметно ослабнуть.
По моим подсчётам средний курс доллара до конца 2016 года составит около 65 рублей. При этом, к декабрю, на фоне сезонного спроса на импортные товары возможно приближение к 70 рублям за доллар.
Совет:
По максимуму используйте период укрепления нацвалюты. Сейчас подходящий момент для конвертации рублей в валюту для совершения инвестиций или просто открытия валютных вкладов. Так же именно сейчас стоит приобрести все необходимые импортные товары по низким ценам – электронику, автомобили и т.п.
www.sravni.ru/novost/2016/8/22/khroniki-rublja-vyrastet-li-dollar-posle-vyborov/