Astrolog
Astrolog личный блог
16 августа 2016, 19:42

Эффект шофера Макса Планка. Или системные ошибки инвестора.

Инвесторы, как правило, пользуются информационными каналами.
Один из которых — смартлаб, как "инвестиционное сообщество".

Как в случае с любым групповым поведением, возникает ряд психологических эффектов (в том числе искажений), свойственных для сообществ людей. К примеру, любопытен так называемый «эффект шофера Макса Планка». Этот эффект был впервые описан Чарли Мангером — одним из главных бизнес-философов современности.

 
Когда Макс Планк получил Нобелевскую премию за открытие квантовой механики, он долгое время ездил по европейским университетам с лекциями, объясняя свое революционное открытие. Практически каждый раз его сопровождал один и тот же шофер. В какой-то момент шофер в шутку сказал, что он уже столько раз слышал эту лекцию, что мог бы и сам ее прочитать. На что Макс Планк моментально согласился.

В следующем университете шофер провел лекцию, и поскольку в 1919 году люди не знали как выглядит настоящий Макс Планк, никто не заметил подмены. Более того, шофер уверенно ответил на все стандартные вопросы из аудитории, так как ответы на них он тоже уже много раз слышал. И лишь на необычный вопрос от специалиста шофер сказал: «Ну, это такой простой вопрос, что даже мой шофер может на него ответить» и указал на Макса Планка, стоящего рядом.

Эффект шофера Макса Планка. Или системные ошибки инвестора.

Этот реальный случай, похожий на анекдот, тем не менее является примером фундаментального явления, чрезвычайно распространенного в группах людей, формирующихся по какому-либо профессиональному принципу — например, ученых, врачей или инвесторов.

Лишь немногие люди являются действительно профессионалами (Максами Планками), стоящими на передовом крае исследований в своей области. Намного больше шоферов-имитаторов. Они выучивают роль и ответы на стандартные вопросы. Они получают авторитетные ученые степени или другие свидетельства своей профессиональной значимости. Они доводят до совершенства свой уверенный внешний вид, они невозмутимы, их речь убедительна.  Внешне они абсолютно неотличимы от Максов Планков. Но они остаются имитаторами — в нестандартных ситуациях, где необходима экспертиза профессионалов, они бесполезны.

Поскольку во многих ситуациях мнение сообщества определяется большинством голосов, побеждают именно «шоферы» — зачастую они определяют общественное мнение.

Инвестиционное сообщество, как никакое другое, подвержено этому эффекту, что приводит к колоссальным деформациям новостного потока. Любой инвестор каждый день сталкивается с десятками «шоферов» с известными фамилиями и внушительными регалиями, высказывающими свое мнение в средствах массовой информации или на инвестиционных конференциях. У инвестиционного сообщества начинает складываться определенное общее среднее мнение — консенсус. Постепенно это мнение становится доминирующим — все больше «шоферов» начинает его перенимать. В какой-то момент включается свойственный всем нам эффект подтверждения, когда информация, не совпадающая с консенсусом, инвестиционным сообществом блокируется.

Начинается процесс авто катализатора — новые «шоферы», переходящие на сторону консенсуса, вызывают соответствующее изменение котировок (например, рост акций), что рассматривается как подтверждение правоты консенсуса и привлекает еще больше новых шоферов. Практически все инвестиционные бумы (и последующие крахи) проходят по этому сценарию.

Бороться с этим эффектом и отличить «шоферов» от Макса Планка чрезвычайно сложно. Одним из радикальных способов является минимизация контактов с инвестиционным сообществом. Именно поэтому некоторые успешные инвесторы стараются избегать мировых финансовых центров — они располагают свои штаб-квартиры в изолированных местах.

PS
отсюда мораль ;))
поменьше читайте смартлаб и прочие тусовочные места, если хотите стать успешным инвестором.
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн