Наткнулся тут на интересные картинки из The Economist по поводу этого индекса, но сначала немного о самом индексе (инфа из Википедии):
Индекс Биг-Мака — неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). Индекс бигмака основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть, отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией McDonald’s повсеместно. Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года. Биг-Мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам Биг-Мак содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства. Его стоимость в каждой стране зависит от объёмов выпуска, цены аренды, сырья, рабочей силы и прочих факторов, и индекс бигмака — лучший способ увидеть несоответствие стоимости валют у стран с похожим уровнем дохода, тем более в кризис, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию.
Теперь сами картинки:
Теперь немного инфы по России (данные из Википедии):
В день своего появления на свет в 1967 году Биг-Мак стоил 47 центов. В следующем году, когда он стал американским национальным стандартом, его цена составила 49 центов. В 1986 году, когда The Economist начал высчитывать Big Mac Index, его цена была уже равна $1.60. Тогда, в 1986-м, в таблице были представлены лишь 15 стран. В 1990 году, то есть, на момент открытия первого советского Макдоналдса на Пушкинской площади в Москве, Биг-Мак по данным стоил 3 рубля 75 копеек, что по официальному курсу советского Госбанка равнялось 6 долларам 18 центам. Средняя заработная плата тогда составляла 248 рублей 50 копеек. Его цена в США была равна 2 долларам 10 центам. После того, как с 1 апреля 1991 года в СССР были отпущены цены, цена Биг-Мака возросла до 10 рублей, что было равно 4,44 доллара. В США Биг-Мак в это время стоил 2 доллара 25 центов.
Данные 2007 года
Согласно опубликованным результатам 2007 года, самый дорогой сэндвич — в Исландии (7,44 доллара), Норвегии (6,63) и Швейцарии (5,05), самый дешевый — в Китае (1,41 доллара). В России этот продукт индустрии фастфуда стоит 1,85 доллара, в США — 3,22 доллара.
Данные 2009 года
Согласно данным 2009 года, опубликованным в журнале «The Economist», и впоследствии переведенными на русский язык интернет-версией ежедневной газеты «Ведомости», российский рубль по-прежнему остается недооцененным на 43 %, и стоимость одного доллара в России должна равняться 18 руб. 80 коп. Согласно этому же сообщению, в России Биг-Мак за год подорожал на 8 руб. (на 13,5 %) до 67 руб., а в долларах — подешевел на $0,5 (19,7 %). В последние годы Россия сокращала разрыв с США в паритете покупательной способности; по бутербродному индексу рубль год назад был недооценен на 29 % — примерно как валюты Японии и Саудовской Аравии. Сейчас разрыв вырос до 43 % (для сравнения был взят курс 32,8 руб./$) — больше только у четырёх стран с самыми дешевыми бигмаками (всего оценено 47 валют). На пике девальвации в январе разрыв достигал 51 %. Если бы обменный курс устанавливался по индексу Биг-Мака, то сейчас доллар стоил бы 18,8 руб. (в июле 2008 г. — 16,5 руб.).
Данные 2010 года
Журнал The Economist опубликовал свой ежегодный индекс Биг-Мака, который должен оценивать, насколько недооценена или переоценена та или иная валюта. За основу все также принимается теория ППС, по которой валютные курсы должны уравнять стоимость потребительской корзины в разных странах. На 23 июля 2010 года Биг-Мак в США стоит 3,73$, а в России — 71 рубль, то есть по текущему курсу 2,33$ (1$ = 30.47 рублей). Согласно данному индексу доллар должен стоить 19 рублей. Недооценка рубля составляет 62 %.
Данные 2011 года
Биг Мак, продающийся в сети McDonald’s, стоит в России 78 рублей (2,7 доллара), а в США — 4,07 доллара. Это означает, как свидетельствует опубликованный The Economist «индекс Биг Мака», что рубль недооценен на 34 процента, а доллар в России должен стоить 18,5 рубля. Самые дорогие гамбургеры оказались в Норвегии: за один Биг Мак в скандинавской стране приходится платить по 8,31 доллара. В Швейцарии гамбургер стоит 8,06 доллара, больше семи долларов — в Швеции, больше шести долларов — в Бразилии.
В то же время в Гонконге Биг Мак стоит меньше двух долларов, в Китае — 2,27 доллара, в Таиланде — 2,35 доллара, а в Египте — 2,36 доллара. Ни одна страна СНГ, кроме России, в рейтинг не входит.
В 2011 году The Economist впервые включил в рейтинг Индию. Биг Мак там не производится, но вместо него журналисты взяли Махараджа Мак с курицей. The Eсonomist отмечает, что стоимость мяса составляет менее 10 процентов себестоимости гамбургера, поэтому этим допущением можно было пренебречь. Махараджа Мак стоит дешевле Биг Мака в Гонконге — 1,89 доллара.