Откуда этот профицит? Есть несколько объяснений, в том числе неожиданно низкий спрос в США и большие объемы экспорта из Китая. Но главная причина, пожалуй, в том, что крупнейшие НПЗ в начале года активно наращивали производство бензина. Такого мнения придерживаются в консалтинговой компании Wood Mackenzie, которая работает со многими нефтепроизводителями в мире. Рентабельность производства дизельного топлива резко снизилась, поэтому «вполне естественно, что компании переключились на бензин», — отмечает Джонатан Летч, директор по исследованиям в лондонской компании, занимающейся изучением рынка нефти и нефтепродуктов. «По сути, они сами зарезали курицу, несущую золотые яйца, потому что перенасытили некогда дефицитный рынок бензина».
Спред на переработку, или так называемый крек-спред, позволяющий оценить прибыль, которую получает компания за переработку барреля нефти в топливо, в первом квартале снизилась до 8.46 долл. для дизельного топлива по сравнению с 15.28 долл. годом ранее. За тот же период рентабельность бензина выросла с 8.66 долларов до 11.94 долларов. В результате объем производства бензина в первом квартале на 3% превысил среднестатистическую норму.
В конечном счете, они произвели больше бензина, чем нужно. По данным независимой аналитической компании PJK International и Управления по энергетической информации, запасы в Европе и США достигли рекордных уровней для данного времени года. По официальным данным, запасы легких дистиллятов, к коим относится и бензин, в Сингапуре приблизились к максимумам 1995 года. Кроме того, спрос оказался не так уж велик, как предполагалось, поэтому избавиться от излишков весьма сложно. В июне Управление по энергетической информации сообщило о том, что еженедельные данные по спросу на бензин в апреле завысили реальное значение на 286 тыс. баррелей. На этой неделе Управление понизило прогноз по спросу на 2016 год на 0.4%.
Китай тоже сыграл не последнюю роль в этом деле. В JPMorgan Chase & Co считают, что неблагоприятные погодные условия, разрушившие дороги и трубопроводы в стране, привели к снижению внутреннего потребления этим летом и росту экспорта. Как правило, экспорт бензина из Китая начинает сокращаться в марте, но в этом году отгрузки увеличивались в каждом месяце с февраля по май, о чем свидетельствуют данные китайских таможенных служб. В мае объем экспорта в два раза превысил пятилетнее среднее значение.
По мнению Матта Смита, директора отдела аналитических исследований на товарно-сырьевых рынках в ClipperData, китайские «самовары» — небольшие частные НПЗ со слабой технической базой – также способствовали росту экспорта. Мировой профицит привел к снижению крек-спреда по бензину до 7.29 долларов за баррель, тогда как по дизельному топливу он остался прежним – 8.86 долларов. В результате, перерабатывающие предприятия начали сокращать производство. Аналитики МЭА отмечают, что в Европе объемы в мае упали на 650 тыс. баррелей в день по сравнению с показателями годичной давности. А американские НПЗ, которые традиционно наращивают объемы производства в июле, за последние две недели переработали меньше сырой нефти, чем обычно.
По данным отраслевого веб-ресурса Oilchem.net, по состоянию на 7 июля «самовары» сокращали производство пять недель подряд. «Рынки Китая, Европы и США перенасыщены. Мы считаем, что профицит на рынке бензина сохранится до конца летнего автосезона», — отметили в Wood Mackenzie. Между тем, автолюбители пожинают плоды недальновидности перерабатывающих предприятий. С 10 июня средняя стоимость галлона бензина (около 3.8 литра) на заправке снизилась на 6.8% до 2.217 долларов. При этом участники рынка считают, что это еще не предел.
Источник:
http://www.forexpf.ru/news/2016/07/15/b69n-npz-svoimi-rukami-ubili-kuritsu-nesuschuyu-zolotye-yajtsa.html