Недавние высказывания претендента на президентское кресло США от республиканской партии Дональда Трампа вызвали широкий резонанс в СМИ. В своих выступлениях он не исключил возможности выкупа суверенного долга США со скидкой. Слова претендента на президентское кресло вызвали бурю в политических и экономических кругах. Хотя Трамп и попытался снизить эффект от подобных намерений пояснив, что «нам никогда не придется объявлять дефолт, поскольку мы сами печатаем доллары», но успокоения это не принесло.
Оно и не удивительно: устойчивость финансовой системы сейчас находится на низком уровне, и любые сильные толчки могут вывести ее из состояния равновесия. Фондовый рынок США зависает вблизи максимальных отметок осени прошлого года. После трехкратного роста индекса со времени кризиса 2008-2009 годов ожидания соответствующего такому росту корректирующего движения становятся все более выраженными. Подобные ожидания возрастают по мере прихода неблагоприятных данных о состоянии экономики США.
Достаточно выраженными остаются также опасения запланированного повышения ключевых рыночных ставок. ФРС старается действовать предельно осторожно и даже пытается сбить ожидания на рост ставки. Комитет уже снизил свой прогноз повышения ставки в 2016 году с 4 раз в конце прошлого года до 2 раз на последних заседаниях. А сейчас глава ФРС заговорила о возможности использования механизма отрицательных ставок. Не удивительно, что в последние полгода ожидаемая рынком скорость повышения ставки постепенно уменьшается. После предполагаемых еще в конце 2015 года 4 шагов повышения ставки за 2016 год к текущему моменту рынок уже почти с половинной вероятностью ждет сохранения ставки даже на декабрьском заседании ФРС. Свою поправку «умеренности» вносят особенности выборного года. А вот далее обстановка с инфляцией может вынудить вести довольно активное повышение ставки. Во всяком случае, на ближайшие 2-3 года еще сохраняется ожидание весьма активного подрастания ставок на рынке.
Собственно повышение ставок нужно не только для потенциального обуздания будущей инфляции, но очень полезно для стимулирования сбережений населения. Именно сбережения могли бы составить основу будущих инвестиций. Но не портфельных инвестиций в растущие рынки, а прямых инвестиций в экономику. Значит нужно предпринимать комплекс таких мер, чтобы прямые инвестиции становились бы более привлекательными, чем инвестиции портфельные. Это делать нужно, поскольку только прямые инвестиции, в конечном счете, создают основу будущего роста экономики. По показателю уровня инвестиций в ВВП США сейчас занимают одно из последних мест в мире. Уровень инвестиций в США в разы меньше чем в Китае и Индии. Но для того, чтобы процесс инвестирования заработал нужно и постепенно снижать стимулирование потребления, и одновременно стимулировать сбережения населения. Для этого полезен процесс повышения ставок.
Однако достигнутые к текущему моменту уровни долгов не позволяют повышать ставки. Только долги федерального бюджета США достигают 19 трлн. долларов и превышают годовой ВВП. А именно уровень долгов в 100% ВВП традиционно считается предельным, после которого долг становится проблемным, создавая угрозу устойчивости. В США повышение ставок только на 1 процент сделает новые заимствования дороже и к расходной части бюджета этот процент прибавит около 200 млрд. долларов процентных выплат. При росте ставок до 5-6% обслуживание долга станет просто непомерной ношей для бюджета. Тем более, что в предстоящие годы будут нарастать траты бюджета на медицинское страхование и государственное пенсионное обеспечение. Уже начиная с текущего года, фонды медицинского и социального страхования США уверенно переходят в зону дефицита, и далее этот дефицит, с учетом старения поколения Беби-бумеров, будет только возрастать.
Стоящие за Трампом круги лелеют надежды на проведение ряда мероприятий, включающих:
В результате подобных действий можно надеяться добиться роста инвестиции и долговременного оживления экономики.
Но пройти по такому пути будет крайне непросто даже по объективным причинам. Кроме того можно будет ожидать сильного противодействия лоббистов сохранения сложившегося положения. К ним можно отнести представителей ВПК и военных, привыкших жировать на бюджетные деньги, правительств союзных государств, получающих и прямую финансовую помощь или военную защиту. Но более всего такие планы вызовут противодействия со стороны финансового сектора. Попытки хотя бы просто обозначить возможные ходы для решения долговой проблемы вызывают нервную дрожь в кабинетах финансистов и на рынках. А успокоения Трампа: «я понимаю это. Я – король долга» или «Прежде всего, нам никогда не придется объявлять дефолт, поскольку мы сами печатаем деньги» лишь немного снижают градус напряжения.
По мере приближения даты выдвижения Трампа от Республиканской партии, а тем более самих выборов, можно ожидать роста неустойчивости на рынках, которую можно условно назвать «фактором Трампа».
Об этом я старался говорить в эфире программы «Богданов в Курсе» на РБК (http://tv.rbc.ru/archive/vkurse/57337a8d9a79476dfa6d5c1e), но из-за слишком сжатого формата передачи решил еще изложить свою позицию письменно.
последним президентом, который пробовал печатать «свои» доллары был… угадайте, кто?
Единственное, что сейчас имеет значение, так это
Физкультпривет!:)
И пару слов про свою личную позицию
по выборам в Империи Добра.
Демократы «обречены» на победу.
Хотя победа Трампа была бы, скорее всего, оздоровляющим — в средне- и, — в большей мере, — долгосрочном аспекте — фактором для американской экономики.
По крайней мере, это было бы «в русле реванша» именно американской «ценностной» социально-экономической модели.
Но победит, скорее всего, Хиллари Клинтон.
При всё при этом — чисто на уровне личных предпочтений — я горячий сторонник Берни Сандерса...
Вот как-то так… :)