ФСФР ограничивает операции компаний
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) обеспокоилась защитой средств клиентов брокерских компаний. Регулятор намерен обязать брокеров гарантировать клиентам возвратность их денежных средств собственным капиталом. Это, бесспорно, повысит уровень правовой защиты российских инвесторов, однако приведет к росту тарифов на брокерское обслуживание, поскольку доля доходов брокеров от размещения в банках свободных средств клиентов составляет значительную часть их бизнеса.
Вчера ФСФР опубликовала проект приказа «Об утверждении требований к правилам осуществления операций с денежными средствами клиентов брокера», который ограничит возможности брокерских компаний по использованию средств клиентов. Согласно документу, в случае перечисления брокером клиентских средств на свой собственный банковский счет брокер обязан обеспечить покрытие этих обязательств. В счет покрытия могут быть включены денежные средства самого брокера, а также ликвидные ценные бумаги. Согласно предложениям ФСФР, требование не будет распространяться на маржинальные займы.
За счет размещения свободных средств клиентов брокеры получают значительную часть доходов. Клиентские средства находятся на специальном брокерском счете в расчетных палатах бирж. Поскольку не все клиенты ежедневно используют свои средства для проведения операций на рынке ценных бумаг, часть средств остается свободной. Именно эти средства брокер использует для маржинального кредитования клиентов, а также для получения доходов, например через операции репо. Такого рода операции осуществляют, как правило, крупные брокерские компании, имеющие на счетах значительные средства клиентов. Использовать средства клиентов разрешено законом «О рынке ценных бумаг». «Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании»,— говорится в законе. «Практически все брокеры пользуются возможностью заработать на свободных средствах клиентов. У некоторых доля доходов от этой деятельности может достигать нескольких десятков процентов от общих доходов»,— говорит зампред правления брокерской компании ITinvest Леонид Сергеев. «Сейчас у нас доход от размещения средств клиентов составляет порядка 10-15% от всех тарифов и комиссий, которые мы получаем от брокерского обслуживания клиентов»,— признается топ-менеджер крупной инвесткомпании.
По мнению ФСФР, новое требование уравняет положение клиента и брокера. «Когда брокер кредитует клиента, он требует обеспечения. Мы решили установить зеркальную норму: если клиенты кредитуют брокера, то последний также должен представлять обеспечение»,— говорит глава ФСФР Владимир Миловидов. По его словам, обсуждалось два варианта регулирования для брокеров: либо введение обеспечения, либо начисление процентов, которые брокер уплачивал бы клиентам за использование их средств. «Пока выбрали обеспечение»,— говорит глава службы. «Это попытка ограничить недобросовестных брокеров, которые используют средства клиентов в высокорискованные вложения, в результате которых клиенты могут потерять свои средства»,— считает Леонид Сергеев (подробнее см. справку).
Ужесточение правил использования средств клиентов приведет к росту тарифов, считают эксперты. «В брокерских компаниях средства клиентов в среднем в десятки раз превышают собственные средства брокера. Иначе бизнес был бы нерентабельным»,— говорит гендиректор «Цэрих Кэпитал Менеджмента» Александр Щеглов. Это значит, считает он, что брокеры смогут воспользоваться только небольшой частью средств клиентов для получения доходов, а это автоматически приведет к росту тарифов за брокерское обслуживание.
Полина Смородская
Газета «Коммерсантъ» № 29 (4570) от 18.02.2011
Что-нибудь сделано из того, что написано в статье?