Пол Кругман, американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии по экономике (2008):
Представим на минутку картину: недавний рост основан на внушительном буме строительной отрасли, подогретом растущими ценами на недвижимость и демонстрирующим все классические признаки пузыря. Также набирает обороты кредитование, причем в большей части за счет нерегулируемого теневого сектора, который не имеет ни надзора, ни гарантий со стороны государства. Бах! — финансовый пузырь лопается, и мы имеем все причины опасаться финансового и экономического кризиса.
Описываю ли я Японию конца восьмидесятых? Или это ситуация США в 2007 г.? Это могли быть и они. Но сейчас я говорю о Китае, который все больше превращается в еще одну болевую точку на глобальной арене, а мировой экономике это сейчас нужно в последнюю очередь.
Я не спешил высказываться о ситуации в Китае частично из-за того, что очень трудно быть в курсе действительного положения дел. Надо признать, что все экономические статистики мира являют собой специфическую нудную форму научной фантастики, но показатели Китая здесь вне конкуренции. Я было обратился за руководством к настоящим экспертам по Китаю, но не встретил среди них и пары, у кого бы совпали мнения.
Тем не менее сегодня даже официальные данные весьма тревожны, а последние новости достаточно драматичны, чтобы начать бить в колокола.
Пожалуй, самой поразительной чертой последних 10 лет китайской экономики являлось то, что внутреннее потребление хотя и росло, отставало от роста экономики страны в целом. Потребительские расходы в Китае составляют всего 35% ВВП, что примерно вдвое меньше уровня потребления в США. Так кто же покупает товары и услуги, которые производит Китай? Естественно, частично это развитые страны: поскольку доля внутреннего потребления падает, Китай все больше полагается на внешнюю торговлю, чтобы поддерживать производство на плаву. Но самую большую роль в экономике Китая играют инвестиции, которые раздулись почти до половины ВВП.
Первый вопрос, который приходит в голову: если в Китае слабый спрос, то зачем инвестировать в его экономику? И ответ — в значительной мере это постоянно растущий пузырь на рынке недвижимости. Доля инвестиций в недвижимость относительно ВВП практически удвоилась с 2000 г. и составляет больше половины прироста инвестиций. И безусловно, большая часть остального роста обусловлена обслуживанием растущей строительной отрасли.
Действительно ли мы уверены, что ситуация с недвижимостью являлась пузырем? На лицо все признаки: не просто рост цен, но и спекулятивная лихорадка, все, что нам так хорошо знакомо по ситуации с береговой линией Флориды несколько лет назад. И еще одна параллель с опытом Штатов: как и с бумом на рынке кредитования, большая часть финансирования идет не через чистые банки, но через никем не контролируемую, незащищенную теневую банковскую систему. Но есть большая разница в деталях: американский теневой стиль стремился задействовать престижные компании из Уолл-Стрит и сложные финансовые инструменты, в то время как китайская версия склоняется к использованию подпольных банков вплоть до ломбардов. Последствия, впрочем, схожи: в Китае, как и в США несколько лет назад, финансовая система может оказаться куда более уязвимой, чем это следует из официальных банковских отчетов.
Сейчас пузырь, очевидно, сдувается. Какой ущерб это принесет китайской экономике и миру в целом?
Некоторые комментаторы считают, что причин для беспокойств нет: в Китае разумные сильные лидеры, которые сделают все возможное, чтобы справиться со спадом. Подразумевается, хотя и не произносится вслух, что у Китая все получится, потому что ему не нужно беспокоиться о всяких тонкостях, принятых в демократических обществах.
Лично для меня эти слова звучат как приговор. В конце концов, я хорошо помню, как мне приводили подобную аргументацию о Японии восьмидесятых, где, предполагалось, блистательные чиновники в Министерстве финансов держат ситуацию под контролем. И позже — уверения в том, что Америка ни за что не повторит ошибок, приведших Японию к десятилетней рецессии, — тогда как в действительности, США наломали дров еще больше.
Как бы то ни было, заявления об экономической политике, звучащие из уст китайских руководителей, не кажутся мне проявлениями ясного сознания. В частности, то, как Китай набросился на иностранцев — среди прочего, введя штрафные пошлины на автомобили, импортированные из США, что ни в коей мере не поможет китайской экономике, но отравит торговые отношения, — не свидетельствует о наличии зрелого правительства, которое знает, что делать.
Отрывочные данные указывают на то, что пока буква закона не главенствует в Китае, в том числе над правительством, правительство ограничено тотальной коррупцией, а это означает, что происходящее в регионах имеет мало общего с указаниями Пекина.
Остается только надеяться, что я излишне паникую. Но не беспокоиться невозможно: ситуация в Китае слишком напоминает те депрессии, которые мы уже наблюдали в других странах. Мировая экономика уже достаточно обескровлена бардаком в ЕС и действительно не нуждается в новом эпицентре кризиса.
Глава Минстроя России призвал застройщиков заморозить цены на жилье — Ъ Застройщикам жилья необходимо заморозить цены, чтобы власти страны могли подготовить эффективные меры для поддержки строительной...
Глава Минстроя России призвал застройщиков заморозить цены на жилье — Ъ Застройщикам жилья необходимо заморозить цены, чтобы власти страны могли подготовить эффективные меры для поддержки строительной...