Александр Дрозд
Александр Дрозд Новости рынков
14 декабря 2011, 18:01

Европейская эволюция или все что не жизнеспособно, должно умереть

Я вижу, что прямо сейчас, на моих глазах, происходит европейская эволюция, и я наблюдаю и пытаюсь понять это потрясающее событие. Европа на всех парах приближается к неизбежному финалу, финансовому кризису, который ударит всех сомневающихся политиков обухом по голове, после чего исчезнут эти постоянные сомнения, что и как нужно делать, чтобы остановить бесконечную европейскую агонию.

И я искренне рад за европейцев, они лучшие, потому что их проблемы гораздо больше и шире, чем проблемы 2008 года в США, где не требовалось решать политические вопросы, а лишь финансовые. Кризисы 2008 и 2012 годов различны по своей природе и способу решения, и именно поэтому Америка не смогла провести реформы. Реформы оказались не нужны Америке. Адекватные ответы на кризис 2008 года уже были заложены в систему.

А ответы на европейский кризис 2012 года еще нужно найти и изобрести. Ответов пока нет, и это создает максимальную неопределенность не на уровне кризиса 2008 года, когда важно было определить количество потерь, сколько триллионов долларов 2 или 20, придется списать с финансовых балансов. Максимальная неопределенность существует в самом сердце системы, будет ли существовать ЕС, евро-зона, валюта евро. И именно такой опасный потенциал европейского кризиса дает Европе шанс, либо эффективно решить все вопросы, и уйти вперед, за счет обновленной политической базы опередить Америку в ближайшем будущем, либо неизбежно откатиться назад, и стать слабее. Давление ответственности сейчас очень велико. Риски для Европы очень велики. Поэтому процесс эволюции в Европе происходит так сложно, что кажется позитивного выхода нет и быть не может.


Но Европа бореться со своим финансово-политическим кризисом не одна. Благодаря СМИ каждая кухарка на планете обеспокоена положением дел в Европе и ищет для них решение. Весь интеллектуальный потенциал планеты спасет Европу. Что может быть лучше? 

Особенно интересно наблюдать за взаимодействием регуляторов и рынка.
ЕС принимает решение, рынки дают оценку деньгами. ЕС принимает еще одно, более продвинутое решение, рынки выносят очередной вердикт, обе стороны — и регуляторы и рынки — преследуют свои независимые, часто противоположные задачи. И обе стороны помогают друг другу решить  проблемы каждой стороны. Это живая, подвижная, практически идеальная система по поиску и принятию наиболее эффективных решений. Те стадии, которые проиходит Европа в поисках адекватного ответа на кризис можно описать моделью проб и ошибок, в которой каждая проба является содержательной, потому что закрепляет или отбрасывает в сторону очередной вариант решения.

А поскольку вариантов решения ограниченное количество, то Европа путем постепенного обновления законодательной базы и перебора возможных вариантов выйдет на тот единственно верный и эффективный путь.

И вопрос не в том, сохранится ли ЕС и евро-зона в первоначальном виде. Правильный вопрос в том, чтобы понять какое решение имеет потенциал на будущее, и на ходу модернизировать механизм европейской машины по созданию богатства.  

Помните лозунг американского кризиса 2008 года — не спасайте банкротов, дайте им обанкротится, очистите систему?
То же самое происходит и в Европе. Если для того, чтобы быть богатыми, нужно развалить евро-зону, то это нужно сделать.
Регуляторы и рынок ищут в Европе ту грань, где неэффективность системы встречается с новым потенциалом, ту черту, за которой нужно остановить банкротства и начать спасать TBTF (слишком-больших-чтобы-обанкротится).

Европа проявляет здоровое чувство самосохранения, отбиваясь как может от бешенных собак рынка, готовых разорвать на лакомые куски сильный, но ослабленный болезнью, организм Европы. Те рубежи, которые Европа защитить не сможет, будут отданы рынку на растерзание. Но только лишь затем, чтобы укрепить преграды и не допустить новых атак на сердце евро-зоны.

Где оно, сердце евро-зоны?
Где тот последний рубеж, который Европа не готова сдать? Находится ли он в Брюсселе (Еврокомиссия?), Страсбурге (Европарламент?), во Франкфурте (ЕЦБ?), или же этот рубеж только в отдельных по-прежнему суверенных столицах (Риме, Мадриде, Париже, Берлине)? Готова ли Европа защищать только свои старые рубежи 18-19 века или же что-то изменилось и теперь европейские неприступные границы гораздо шире?

Кто знает ответ? Америка? Бразилия? Китай? МВФ? Нет. Ответ знает только сама Европа.
Если у европейских народов нет ни сил, ни желания защищать что-либо, кроме средневековых границ, значит ЕС перестанет существовать. Если с помощью единой валюты нет шансов стать богаче, значит единой валюты не будет. 

Все что не жизнеспособно, должно умереть. А все что сохраняет надежду и готово бороться, будет TBTF.


Автор: Василий Ливанов 
4 Комментария
  • Santiago
    14 декабря 2011, 18:30
    Скажите, вас не смущает тот факт, что вы постите здесь чужие материалы даже без прямой ссылки на страницу автора?

    Если автор не против, тогда ладно, но имхо ссылку на оригинал ставить никогда не лишне.
  • Кот Матроскин
    14 декабря 2011, 18:34
    «Реформы оказались не нужны Америке. Адекватные ответы на кризис 2008 года уже были заложены в систему»… Хм… А автор точно так считает?
  • silver dream
    14 декабря 2011, 18:54
    Вот он — апогей европейской медлительности! Они всегда во всех вопросах предпочитали не торопиться, но теперь против них самих направлено самое грозное оружие — время. Куда в этот раз заведёт их «взвешенный подход». ТОРМОЗА!

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн