Манипуляции проводились с акциями «Роснефти», «Ростелекома», «Русгидро», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Лукойла» и Сбербанка. В сделках с этими бумагами участвовали «Урса капитал», банк «Транспортный», Инресбанк и его клиенты (среди них — Мособлбанк и другие структуры семьи Мальчевских), а также некий Е. Шепелев. В отдельные дни на договорные сделки между организациями приходилось 20−67 процентов оборота с этими акциями. Часть участников сделок уже лишилась лицензий.
Наиболее показательным стал торговый день 5 марта, когда Инресбанк выставил на бирже заявку на покупку в режиме анонимных торгов 1450 акций по 68 тысяч 360 рублей, а «Урса капитал» — заявку на продажу такого же объема акций по той же цене. В ту же секунду сделка была заключена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСМИ: Deutsche Bank расследует возможные махинации через офис в МосквеМенее чем через минуту «Урса капитал» в режиме переговорных сделок выставил заявки на покупку 750 акций по 69 тысяч 620 рублей и 700 акций по 69 тысяч 623 рублей. Еще примерно через полминуты Инресбанк выставил заявки ровно на ту же сумму, но на продажу.
Таким образом, за несколько минут Мособлбанк получал прибыль на 1,8 миллиона рублей, а «Урса» — соответствующий убыток. Затем схема повторялась: обратные заявки появлялись в интервале от 12 секунд до 15 минут, цены держались примерно на том же уровне, что и в приведенном примере.
Сделки, проведенные участниками этой схемы, сильно влияли на обороты: в этот день в режиме переговорных сделок объем торгов с привилегированными акциями «Транснефти» превысил 204 миллиона рублей. Это при том, что в предыдущие и последующие дни максимальный оборот торгов не достигал 17 миллионов рублей.
В основном режиме объем торгов составил 835 миллионов рублей при максимальном результате соседних дней в 570 миллионов рублей. При этом объем сделок с акциями «Транснефти» между Инресбанком и «Урсой капитал» в обоих секциях превысил 403 миллиона рублей, из них почти 203 миллиона рублей — в режиме переговорных сделок.
ВИДЕО«Московский патруль»: Путин призвал бороться с махинациями на биржахТем не менее, резкий рост объемов почти не отразился на котировках, признают в Центробанке. Поскольку экономический смысл манипулирования — изменение котировок с целью получить прибыль в результате операций с бумагами, указанная схема манипулированием не является, отмечает издание.
Для того, чтобы наказать компании и банки за манипулирование, нужно доказать полученную выгоду. Однако, в данном случае, предполагает опрошенный газетой представитель неназванной финансовой компании, целью этих операций было отмывание или вывод капитала. По его словам, такая схема позволяла передать деньги контрагенту так, чтобы это не было видно. Либо уменьшить прибыль или зафиксировать убыток на падающем рынке, чтобы снизить налогооблагаемую базу.