Сближение России с Китаем может привести к «расширенному» сотрудничество в Центральной Азии, при этом наибольшее воздействие от укрепления российско-китайских отношений ощутят на себе Афганистан, Монголия и пять постсоветских государств Средней Азии, пишет Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, в своей статье о российско-китайском альянсе.
В результате таких изменений может возникнуть торговая и инвестиционная зона, охватывающая центральную, северную и восточную части Евразии. Этот регион можно будет назвать Большой Азией — от Шанхая, ее делового центра, до Санкт-Петербурга, а Китай станет ее основной движущей силой.
Китай уже предложил несколько инициатив, нацеленных на углубление российско-китайских отношений: экономический пояс Шелкового пути, разработка Северного морского пути, высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая должна соединить Москву и Пекин, и Шанхайская организация сотрудничества.
Вместе с тем, бывшая сверхдержава и потенциальная сверхдержава ведут соперничество за господство в Евразии: пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой. Об этом пишет Анита Индер Сингх, профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat.
Ситуацию усложняет тот факт, что Китай стал главным кредитором соседей России, в то время как Россия, находящаяся в экономическом кризисе, не может предложить им такие же щедрые инвестиции, как Пекин.
Китайские инвестиции в энергетический сектор Казахстана «раздражают» Россию, а Туркмения (занимающая четвертое место по объемам запасов природного газа) ищет альтернативные экспортные маршруты для снижения своей зависимости от российских трубопроводов, пишет Сингх.
В тоже время, постсоветские страны боятся, что Россия может «использовать ЕАЭС для шантажа и усилить их зависимость от слабеющего рубля». Например, Казахстан отказался от предложения России ввести единую валюту, боясь разделить с РФ тяготы экономического кризиса.
Пытаясь снизить темпы роста экономического влияния Китая, Россия «негласно противостояла или медлила практически по каждой масштабной экономической инициативе», которую Китай предлагал в рамках ШОС, пишет Александр Кули, профессор колледжа Барнарда. Россия усложняет и затягивает реализацию инициатив Китая даже в рамках многосторонних альянсов, т.к. стремится продвигать свои собственные региональные экономические структуры, такие как Евразийский экономический союз или российско-казахский Евразийский банк развития, пишет Кули.
В частных беседах китайские чиновники и дипломаты говорят о недовольстве Пекина таким поведением России, но, несмотря на это, Китай все же продолжает вести свою экономическую деятельность в рамках их двустороннего альянса, добавляет он.
Учитывая все это, Китай стремится на публике представлять свои отношения с Россией как «дружбу равных», поскольку это поможет ему достичь своих экономических и политических целей в регионе и во всем мире.
«В рамках ШОС Россия играет неформальную роль соруководителя вместе с Китаем. Пекин также уважает установленные Москвой красные линии в вопросах о заключении военных альянсов и создании военных баз на территории бывшего Советского Союза. Это резко контрастирует с западной политикой расширения НАТО и Евросоюза на пограничных территориях бывшего Советского Союза в Восточной Европе, пишет Тренин в своей статье о российско-китайском альянсе.
Интерес Китая заключается в том, что „послушная Россия предоставит Китаю больше ресурсов для подготовки к решающей битве за статус великой державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе“. С другой стороны, Россия может стать площадкой для испытания Китаем его моделей мирового господства, особенно в финансовой сфере.
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/07/1406225.html
ZN.ua, РосБолт и пр.?
Не стоят ни малейшего внимания.
Это их «хотелки»!