БЕРЛИН, 7 апреля. Несмотря на радужные прогнозы, кризис в России углубляется, стабилизация курса рубля — временное явление. Такой вывод сделал, проанализировав сегодняшнюю ситуацию, экономист Игорь Николаев.
«Официальные данные Росстата за февраль 2015 года однозначно свидетельствуют об углублении экономического кризиса, в то время как Минэкономразвития вдруг обнародовало намерение улучшить свой прогноз по динамике ВВП в 2015 году с −3% до −2,5%. Вот и получается, что экономическая ситуация продолжает ухудшаться, а официальные прогнозы становятся более оптимистичными. В общем, опять за своё — т.н. вербальные интервенции. Самовнушением занимаются», — пишет он в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».
По его мнению, следует обратить особое внимание на оборот розничной торговли, который обвалился в феврале 2015 года в годовом выражении на 7,7% (в январе было минус 4,4%). «Почему важен именно этот факт? — Да потому, что потребительский спрос хоть как-то поддерживал российскую экономику ещё в 2014 году. Теперь торговля вместо драйвера роста превратилась в мощнейший тормоз для экономического развития», — отмечает автор, добавляя, что этого следовало ожидать, потому что (и это второй важный момент, на который надо обратить внимание) реальная среднемесячная зарплата также резко снизилась в феврале 2015 года — сразу на 9,9% по сравнению с февралем 2014 года.
«Такой результат, опять же, был предсказуем при состоявшемся разгоне годовой инфляции до 16,7%. После долгого перерыва стала расти безработица: пока на 2,1%», — подчеркивает Николаев.
«Стабильную серьезную понижательную динамику показывают инвестиции в основной капитал: минус 7,5% к февралю прошлого года. Также в минусе и строительство: на 3,1%. Все, за исключением сельского хозяйства (там плюс 3,2%), основные экономические и социальные показатели продемонстрировали в феврале 2015 ухудшение, и серьезное ухудшение», — констатирует экономист. При этом он предостерегает от того, чтобы переоценивать даже прирост в сельском хозяйстве. «Во-первых, принимая во внимание его долю в ВВП (сегодня около 3,6% — см. проект ФБК „Сколько стоит Россия: 10 лет спустя, хотя в начале 2000-х годов доля равнялась 6%), ясно, что одно село нас не вытянет. Во-вторых, необходимо учитывать и то, почему “вдруг» такое случилось в сельском хозяйстве: в немалой степени потому, что скота и птицы было забито (в живом весе) в феврале 2015 года на 4,6% больше, чем в феврале 2014 года", — пишет автор.
Отвечая на главый вопрос, почему же при этом растет рубль, Николаев обещает российской нацвалюте непростые времена. «Просто настолько в период резкого обесценения рубля все, кто мог, вложились в валюту, что просто вынуждены были ее продавать, рубль-то как нацвалюту никто не отменял. Есть, конечно, и другие причины кажущейся парадоксальности поведения рубля», — считает он.
«А вообще ситуация очень напоминает то, что было год назад: после весеннего снижения курса рубля на фоне замедления роста экономики национальная валюта „вдруг“ стала укрепляться. Этому, казалось бы, даже постепенно вводимые санкции и начавшиеся снижаться мировые цены на нефть не могли помешать. Однако, увы, перспектива похожего развития событий — несколько месяцев, из которых пара — февраль-март — уже пройдены», — резюмирует автор.
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2015/04/07/1385904.html