Как-то очень незаметно произошло одно интересное событие. Дорогие читатели, а вы заметили что рубль стабилизировался? Более того, несмотря на завывания всепропальщиков, слившихся в едином хоре с оппозиционерами, рубль отвязался от нефти и даже может расти в периоды падения долларовой цены за бочку марки Брент. А еще не сбылся прогноз Блумберг о том, что рубль обвалится в феврале, а ведь этот апокалиптический сценарий так яростно из самозабвенно пиарили везде, от бложиков в ЖЖ до РБК. На этом фоне особенно интересно смотрятся рекомендации влиятельнейшего банка Голдман Сакс покупать российские облигации. Как так получилось? Что произошло?
Объяснение происходящему лежит скорее в политологической, чем в экономической плоскости. Для понимания происходящего желательно посмотреть на расклад сил в российской политической элите и некоторые принципы ее работы.
Начнем с ответа на вопрос, который волнует очень и очень многих: почему Путин не убирает вот прямо сейчас всем надоевший либеральный блок правительства?
Ответ: потому что непонятно, кто их должен заменить. Не в том смысле, что у нас только либералы могут заниматься экономикой, нет. А в том смысле, что мифического «блока патриотов», которые воюют с вполне реальным блоком либерастов, просто не существует. Довольно интересно (хотя со многими деталями можно поспорить) сложившуюся ситуацию описывает Михаил Хазин, которого сейчас следует воспринимать скорее, как информированного политолога чем экономиста.
Если очень коротко и очень грубо, то суть ситуации можно описать следующей схемой:
В российском политкуме более-менее оформилось четыре группы, три из которых можно назвать патриотическими, но проблема в том, что они патриотические по-своему.
Итак:
1. Либерал-компрадоры – чиновники, многие еще «ельцинского призыва», намертво завязанные на США, точнее на его «ястребиную» часть
2. «Новые консерваторы»
3. «Новые либералы»
4. «Красные» патриоты
У Хазина есть пространные описания, а я поступлю более прагматично. Несмотря на то, что такие группы обычно определяют по идеологии, интересам или внешним связям, с точки зрения простого обывателя гораздо интереснее посмотреть на тот образ будущего, который они предлагают и на то, чем этот образ окажется на самом деле.
1. Либерал-компрадоры
Предлагаемый образ будущего: Россия интегрированная в западную цивилизацию
На самом деле: Россия интегрированная в западную цивилизацию в качестве сырьевой колонии США
2. «Новые консерваторы»
Предлагаемый образ будущего: Российская Империя 2.0
На самом деле: «Православный Иран» (подразумевается реальный Иран с плюсами и минусами, а не его карикатурное изображение в западных СМИ)
3. «Новые либералы»
Предлагаемый образ будущего: Страна победившего патриотического капитализма
На самом деле: 2007 год как «день сурка» — бесконечные попытки воспроизвести сытость нулевых за счет модификации существующей системы
4. «Красные» патриоты
Предлагаемый образ будущего: СССР 2.0
На самом деле: Китай 2000-х (опять же, подразумевается реальный Китай 2000-х, с бурным экономическим ростом, огромной ролью государства в экономике, но и возвращением специфического социального расслоения, при котором о статусном потреблении партийных элит пишут не в Татлере, а на заборе, но от этого оно не менее реально)
Сразу хочу подчеркнуть, что у меня нет личных преференций, потому могу себе позволить описывать минусы и плюсы всех патриотических групп.
Хазин считает, что эти группы формируются более-менее естественным путем, но скорее всего, в классическом византийском стиле, зачатки патриотических групп были сформированы по приказу «сверху» и сейчас много элитных группировок, кланов и группок пытаются застолбить за собой право работать и рулить тем или иным идеологическим направлением. Еще раз подчеркиваю важный аспект: патриотические группы согласны с тем, что Россия должна быть свободной, независимой, сильной страной. На этом их похожести заканчиваются, ибо для достижения результата они предлагают разные рецепты.
Может возникнуть еще один вопрос: Зачем все это нужно Путину? Почему не выбрать одну идеологию и не насадить ее мощной государственной рукой?
Ответ: Потому что эти группы более-менее отражают реальные преференции различных частей общества, и лучше, чтобы тот или иной консенсус был выработан в политическом поле, а не в рамках новой гражданской войны. Плюс к этому: Путину, как и любому правителю крупного государства, нужны конкурирующие группы для того, чтобы не попадать в полную зависимость ни от одной. В США, СССР, Великобритании и даже Римской Империи работали (или работают) аналогичные схемы, правда их не всегда обозначают публично.
Многое из того, что происходило и происходит на Украине, многое из того, что происходит с рублем, многое из того, что происходит в экономике, можно в той или иной мере объяснить конкуренцией между этими группами. Тема конкуренции различных политических сил за право задать вектор развития России будет на 3-4 года самой важной в информационной повестке страны, так что поводов и времени обсудить все аспекты этого противостояния у нас будет предостаточно.
А сейчас вернемся к ситуации с неожиданной стабилизацией рубля, его отвязки от нефти и неожиданным конфликтом между ЦБ и Минфином. Фактически, мы имеем дело с результатом конфликта между либерал-компрадорами и «новыми либералами». Так называемые «новые либералы» (скорее всего это название не закрепится и группа рано или поздно проведет ребрэндинг) это чиновники и бизнесмены, которым существующая система в принципе нравится, и которые очень сильно разочаровались в Западе или никогда не были очарованы Западом. Летом 2014 представители именно этой группы осознали несколько простых истин:
1. «Мирового экономического пирога» на всех не хватит, а те, кто думает, что Запад сохранит и приумножит беглые российские капиталы — идиоты. Любому россиянину, каким бы капиталистом, олигархом, «мальтийцем» и знатным «фартуконосцем» он себя не считал, на Западе уготована роль «кабанчика», которого зарежут на первый же Новый Год.
2. У политической и экономической элиты судьба намертво связанна с судьбой России. Без вариантов. Без России они — никто.
3. У вменяемой российской экономической элиты и агрессивной американской экономической элиты есть нерешаемый конфликт: для выживания, американской элите жизненно необходимо ограбить Россию и использовать ее в качестве тарана против Китая. Выживание российской экономической элиты при этом не предусмотрено и этого не понимают только самые наивные барыги телефонами (см. ситуацию Чичваркина)
И что им делать в сложившейся ситуации? Путь на Запад — самоубийство. Встраиваться в остальные патриотические группы на вторых ролях — не хочется. Неизбежно оформилась стратегия: доказать свою полезность и жизнеспособность, заменив собой либерал-компрадоров, заработав право на равных участвовать в политической жизни новой России.
Моментом начала «отжатия» рычагов контроля у либерал-компрадоров стало решение о введении «валютных комиссаров» от ЦБ в российские банки и жесткое пресечение массированных спекулятивныхопераций на валютном рынке.
Либеральная пресса взвыла от неожиданности — от ЦБ никто этого не ожидал. Умные олигархи подставили плечо рублю через продажу долларов в критические моменты и начали переводить активы назад в Россию. После того как в ЦБ появился новый ответственный за денежно-кредитную политику (по биографии «либерал чистой воды») Дмитрий Тулин, ситуация начала развиваться стремительными темпами. ЦБ вдруг отказался от либерально-компрадорской догмы о том, что центральный банк отвечает только за инфляцию и резко озаботился ростом экономики:
«Инфляция больше не является единственным ориентиром в вопросе изменения ключевой ставки Банка России — теперь таких ориентиров три, по порядку: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики. Обновленный подход к ключевой ставке анонсировалапредседатель Банка России Эльвира Набиуллина на встрече с представителями коммерческих банков в пансионате «Бор» 12 февраля 2015 года, рассказали «Известиям» два участника встречи.»
Это уже слом парадигмы. ЦБ дважды снизил ставку и гарантированно будет ее снижать дальше (скорее всего остановится где-то на 9,5-8,5% к осени). Напоминаю, именно Тулин отвечает за денежно-кредитную политику (т.е. за «ставку»). Резко, на 5-6%, опускать ставку нельзя — это окажет колоссальное давление на рубль. Понижать надо так, чтобы курс не двигался — более-менее адекватно такие маневры исполнили бразильский и турецкий ЦБ в аналогичных ситуациях.
Сейчас, доказав на практике, что они лучше владеют ситуацией чем либерал-компрадоры, группа «патриотических капиталистов» перешла к публичным разборкам, не стесняясь выносить на публику конфликты по линии «патриотические технократы» против «старых либералов». Одним из главных театров военных действий стала Московская Биржа, которая сыграла свою негативную роль в спекулятивной атаке на рубль. Для начала, несмотря на ожесточенное сопротивление либерал-компрадоров, с Московской Биржи был уволен руководитель срочного рынка г-н Сульжик (гражданин США, Украины, а также большой фанат Майдана и Джона Маккейна). После его ухода, биржа буквально за полтора месяца запустила фьючерс пару рубль-юань, который до этого «мурыжился в проекте» больше года. Совпадение? Не думаю.
Следующим этапом наведения порядка стало требование, которое Тулин озвучил в кулуарах недавнего банковского форума. Де факто, Тулин потребовал ввести на бирже «стоп кран», который бы позволял ЦБ приостанавливать торги в ситуациях резких колебаний валюты, для того чтобы спекулянты не могли «уводить» курс и создавать панику.
Вот реакция прохоровско-компрадорского РБК: «ЦБ при резких скачках курса рубля может начать вводить ограничения торгов на валютной бирже. Действия регулятора, призванные успокаивать рынок в кризисные дни, могут только усиливать панику, считают участники рынка»
Участников рынка (т.е. спекулянтов) поддержал экономический блок правительства в лице замминистра финансов Алексее Моисеева. «Ограничения на валютные торги, на мой взгляд, вводить неправильно», — отметил он. «Любые меры, которые будут приводить к тому, что у граждан или юрлиц будет скомпрометирована их возможность свободно покупать или продавать валюту, приведут к потере доверия к нашей национальной валюте».
Конфликт между ЦБ и Минфином, причем ЦБ в данном случае выступает с сугубо патриотических, можно даже сказать государственнических позиций. Шесть месяцев назад в это бы никто не поверил. А сегодня это реальность. Есть и повод для дальнейшего оптимизма. Пока этот текст ждал выхода в свет, Московская Биржа выбросила белый флаг и согласилась выполнить требования ЦБ несмотря на то, что Минфин и значительная часть банков выказывают свое неудовольствие. Ну и пусть. Правила игры поменялись.
О том что они будут продолжать меняться в правильную сторону можно судить по продолжению сюжета. Тот же Тулин снова отличился в медийном поле, вступив в жесткую перепалку с представителями банковского сообщества. Его обвинение: банки завышают ставки по кредитам. В переводе на русский: кто-то слишком много жрет. Так мы и до ограничения банковской маржи дойдем в недалеком будущем.
Личное появление Путина на форуме РСПП можно в некоторой степени считать признаком того, что усилия «новых либералов» не остались незамеченными. Президент намекнул на то, что процентную ставку нужно снижать и даже провел блиц-агитацию в плане убеждения тех, кто еще не перевел свои капиталы на Родину:
«В этой связи хотел бы вот что вам сказать, уважаемые коллеги. Я уже много раз говорил на эту тему — кто-то услышал, кто-то нет. Ещё раз хочу сказать, ситуация такая: поступает, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран, что у нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию, а это может быть связано с ограничениями использования тех капиталов, которые находятся в иностранных юрисдикциях. Просто имейте это в виду.»
Такие материалы традиционно принято завершать прогнозом. Если не будет каких-то сильных форс-мажоров (например, большой региональной войны), то рубль будет более-менее стабилен. Резкие скачки или просадки цены на нефть могут на него повлиять, но ничего катастрофического не предвидится. Рубль хорошо выдержал февраль — самый сложный для него месяц по оценкам наших заклятых друзей — аналитиков Блумберг. А к концу 2015 даже нефть перестанет быть для нас проблемой, так как с большой вероятностью ее цена к концу года пойдет вверх. О причинах ее почти неизбежного роста — в следующей статье.
Источник: tvrain.ru/
Хазин сказал, Тулин сказал, Вася написал на заборе, клерка сняли, клерка назначили, установили планку, отменили планку...
Такого говна можно сутками напролет строчить, постить и комментить.
Рубль будет укрепляться, если не сучится чего-то экстраординарного.
Пример экстроординарго события.СИЛЬНО упадет нефть. Например, Россия на самом деле начнет войну, в которую встрянет запад.
А если все будет более-менее спокойно, рубль будет помаленьку расти, процентные ставки помаленьку падать, а экономика помаленьку возвращаться на траекторию роста.
Толку то в стабилизации. Можно вообще на 1 доллар за 1 рубль затащить и стабилизировать его на один день. Пока полный стабилизец не придет.
в принципе небольшие шажочки идут в правильно направлении...
как говориться — если бы не кризис, то так бы и подгнивали потихоньку
ЗВР и стабилизация курса сейчас напрямую вообще не связаны. Тают они от исполнения бюджета и разных экстраординарных трат.