Норвежский государственный пенсионный фонд /Statens pensjonsfond — Utland, НГПФ/потерял 16 млрд крон/почти 2 млрд долларов/из-за обесценивания российских акций и облигаций, в которые ранее инвестировал свои средства. Об этом сегодня заявил исполнительный директор фонда Ингве Слингстад. На протяжении 2014 года все инвестиции в российскую экономику были заморожены.
В 2014 году фонд не покупал, но и не продавал российские облигации и акции компаний и банков из РФ. По словам Слингстада, фонд пока что по целому ряду причин отказывается от продажи российских активов.
«Мы полагали, что Россия сохранит инвестиционную привлекательность, однако ситуация резко изменилась, возникла геополитическая неопределенность, из-за которой мы посчитали неразумным увеличивать наши инвестиции в Россию, — отметил Слингстад. — Мы приняли решение заморозить все инвестиции — и именно в этом состоянии они пребывают и сейчас»
При этом из-за падения стоимости российских ценных бумаг их доля в портфеле активов фонда за год существенно сократилась — с 47 млрд крон в денежном выражении на конец 2013 года /5,7 млрд долларов по текущему курсу или 7,8 млрд долларов по курсу на конец 2013 года/ до 31 млрд крон /3,8 млрд долларов/. Фонд владеет долями в десятках российских компаний и банков, среди которых «Газпром», ЛУКОЙЛ, МТС, НОВАТЭК, Сбербанк, ВТБ, «Роснефть» и многие другие, на общую сумму более чем в 15 млрд крон /1,8 млрд долларов/. Фонд также владеет российскими облигациями на сумму в 16 млрд крон /2 млрд долларов/.
В целом же по итогам 2014 года НГПФ, являющийся крупнейшим суверенным фондом благосостояния в мире /потенциально, т.к. размеры активов суверенного фонда ОАЭ никогда официально не разглашались/, увеличил свои активы на 544 млрд крон /почти 67 млрд долларов/ и показал доходность на уровне 7,6 проц. Общий размер его активов вплотную приближается к 7 трлн крон, что превышает 860 млрд долларов.
Норвежский инвестфонд является владельцем 1,3 проц всего мирового и 2,5 проц европейского рынка акций, которые по итогам 2014 года составляют 61,3 проц в его инвестиционном портфеле. Вложения в акции в этом году принесли фонду доход на уровне 7,9 проц. Инвестиций с фиксированной доходностью /преимущественно облигации/, в которые вложено 36,5 проц средств фонда, принесли 6,9 проц. Инвестиции в недвижимость показали максимальную доходность — 10,4 проц — на них в настоящий момент приходится всего 2,2 проц активов фонда, однако эта цифра будет увеличиваться в будущем.
«Инвестиции с фиксированной доходностью /преимущественно облигации/, в которые вложено 36,5 проц средств фонда, принесли 6,9 проц.»
Как такое возможно, если американский, европейские и японский рынок вроде как бьются об нулевую доходность? Или у них так высока развивающихся рискованных рынков?
Может кто из специалистов объяснит?