Как Европейский центральный банк может диктовать условия греческому правительству. В рамках своей кампании, направленной на примирение с европейскими кредиторами Греции, Янис Варуфакис, новый министр финансов Греции, заглянул и в Европейский центральный банк (ЕЦБ) во Франкфурте. Он встретился с его президентом Марио Драги и назвал прошедшие переговоры «плодотворными».Но плоды бывают сладкими и горькими.После его визита совет управляющих ЕЦБ преподнес горькое блюдо, решив усложнить жизнь греческих банков, которые уже столкнулись с большим оттоком вкладов. Это решение стало своеобразным предупредительным выстрелом для нового правительства, которое не хочет примириться с предлагаемыми схемами спасения Греции. Когда банки занимают деньги у ЕЦБ, они должны предоставить приемлемое обеспечение.В результате недавно принятого решения с 11 февраля греческие банки больше не смогут использовать облигации, выпущенные или гарантированные греческим правительством. Несмотря на то, что «мусорный» долг Греции не является приемлемым в строгом смысле, до недавнего времени им удавалось делать это, так как они не применяли правила ЕЦБ.Это в свою очередь зависело от соблюдения греческим правительством условий спасения, принятых еврозоной и МВФ.Совет ЕЦБ лишил их этой возможности исходя из того, что больше не приходится ожидать успешных результатов от пересмотра этой программы.
Решение ЕЦБ сдвинуло на более ранний срок то, что все равно бы произошло в конце февраля, когда истечет срок действия программы спасения, если только греческое правительство не попросит продлить ее (что, по словам Варуфакиса, он делать не будет). Решение, принятое год назад, имело бы такие же последствия для облигаций, выпущенных банками и гарантированных греческим правительством, которые образуют значительную часть обеспечения, используемого банками для займов в ЕЦБ. Решение ЕЦБ означает, что греческие банки вскоре гораздо больше будут зависеть от «экстренной кредитной помощи» (ЭКП).Обычно риски, связанные с кредитами ЕЦБ, разделяются между 19 национальными центробанками еврозоны. Однако в исключительных обстоятельствах национальный центральный банк может кредитовать банки, оставшиеся без подходящего обеспечения, на свой риск и под более высокий процент. Это и есть ЭКП.Хотя национальные центральные банки могут инициировать их использование, ЕЦБ должен быть проинформирован об этом, при этом он может вносить ограничения, если две трети совета управляющих решат, что это оправдано.
В результате греческие банки испытывают двойной удар. Неопределенность, вызванная выборами, и изменения в правительстве спровоцировали большой отток вкладов — 4,4 млрд. евро (5,4 млрд. долларов) в декабре и в два раза больше в январе. Чтобы компенсировать это, банки вынуждены еще больше занимать у ЕЦБ.Но сейчас у них гораздо меньше средств для предоставления приемлемого обеспечения. Растущая зависимость от ЭКП делает банки и греческое правительство уязвимыми.По словам Карла Вилана, экономиста из Дублинского университетского колледжа, ЕЦБ проявляет особую осторожность в отношении объемов ЭКП и ее отмены.Таким образом, из-за растущей зависимости греческих банков от ЭКП правительство, пытающееся пересмотреть условия спасения, находится во власти ЕЦБ. У ЕЦБ есть устоявшаяся процедура. В 2013 г. он объявил, что не будет продлять ЭКП для кипрских банков, пока Кипр не вступит в программу по спасению, чтобы обеспечить их платежеспособность. Это заставило кипрское правительство принять неоднозначную программу антикризисных мер. Угроза сворачивания ЭКП также вынудила Ирландию согласиться на программу спасения в 2010 г. Даже решение завершить ЭКП могло бы иметь драматические последствия, так это, скорее всего, привело бы к контролю капитала и ограничениям в отношении изъятия вкладов из банков. Возможно, г-н Варуфакис хорошо разбирается в теории игр. Но у г-на Драги большой практический опыт.
The Economist