В предыдущей статье писал о том, что девальвация это свершившийся факт, и нужно исходить из этого при рассмотрении инвестиционных возможностей. Также писал, что у девальвации разное по знаку и значению влияние на различные отрасли. Предлагаю рассмотреть это несколько подробнее, не ограничиваясь, впрочем, исключительно эффектом от изменения валютного курса, а также и принимая во внимание другие тенденции текущей стадии экономического кризиса.
— Удобрения и химпроизводства: компании сектора выигрывают более, чем другие от девальвации, так как большая часть их продукции экспортируется, особенно удобрения (почти полностью), в физическом значении производство будет расти.
— Нефтегазовый сектор: девальвация компенсирует (приблизительно), падение цены на нефть, однако для международных инвесторов компании в долларах стали дешевле, а также сейчас уже понятно, что восстановление цены на нефть не будет сопровождаться полным восстановлением курса рубля, поэтому в финансовом отношении сектор выигрывает в перспективе, в физическом – предстоит умеренное снижение добычи (последствие удорожания инвестиционных затрат и заёмных средств).
— Финансы: банки от девальвации в целом по сектору проигрывают – в силу замедления кредитования, особенно потребительского, повышения доли необслуживаемых кредитов, отдельно следует выделить негативный эффект высокой ключевой ставки.
— Ритейл: сектор в целом оказывается в тяжелой ситуации из-за девальвации – как участник цепочки производитель – потребитель, в которой в текущих условиях падения покупательной способности населения будет снижаться маржа до предела, также сектор окажется под давлением быстрого развития и расширения торговых площадей в предыдущие годы (поток покупателей делится на большее число площадей), в особенно тяжелой ситуации с резким падением продаж – продавцы электроники и автомобилей.
— Транспорт: сектор на бирже представлен авиакомпаниями и портами. Авиакомпании в крайне-тяжелой ситуации из-за долгов (Трансаэро и Ютэйр), и снижения спроса (сначала – замедления роста) на перевозки, особенно – международные, иностранный отдых значительно подорожал, кроме авиакомпаний под ударом туроператоры, рынок очищается от небольших неэффективных участников, предстоит волна консолидации. Лизинг также в основном валютный. Отдельный вопрос – транссибирские сборы для Аэрофлота. Что с портами пока неочевидно, насколько известно – их тарифы в валюте, но объёмы перевалки под вопросом.
— Телекоммуникации: существенное снижение маржинальности отрасли, так как тарифы рублевые, конкуренция велика, а капитальные затраты и большая часть заемных средств – валютные.
— Металлургия и майнинг: второй после производителей удобрений бенефициар девальвации, значительная часть продукции экспортируется, а цены, особенно в майнинге – привязаны к валютным международным котировкам.
— Машиностроение: необнозначное влияние девальвации – с одной стороны – очевидно повышение конкурентоспособности российских производителей продукции с большой добавленной стоимостью (преобладающая доля издержек – оплата труда), однако часть комплектующих импортируется, а внутри страны предстоит снижение спроса на продукцию (отказ от закупок строительной техники, оборудования, снижение продаж автомобилей).
— Строительство, недвижимость и девелопмент: снижение продаж, а возможно и цен как следствие снижение покупательной способности населения, а также резкое снижение спроса на аренду и падение ставок, особенно в коммерческой недвижимости.
— Электроэнергетика: негативное воздействие девальвации, как со стороны маржинальности – цены на электроэнергию в рублях и тарифы регулируются, а топливо частично (в основном уголь – с ориентиром на валютные цены), внутренние цены на газ пока под присмотром ФСТ, небольшое снижение потребления электроэнергии, также важно отметить удорожание инвестиционных затрат и удорожание заемных средств.
Забыли IT сектор и сельское хозяйство.