Потребности граждан РФ в питании, развлечениях, одежде и т.д. не исчезнут. Если раньше на продукты питания люди тратили 25% дохода, теперь будут тратить 70-80%, что ударит по рынку аренды квартир и приведет к просрочкам по кредитным выплатам. Увидим потерю молодежи до 22 лет (а может и 25) из сегментов платежеспособной аудитории (будут сидеть на шее родителей).
Сокращение доходов постепенно заставит людей выбирать наилучший вариант из доступных и уберет с рынка излишне дорогие и мало востребованные предложения. Часть из них попробует запустить программы лояльности, но особых успехов не добьётся. В итоге — пропажа товаров премиум и значительной части мидл сегмента. Спросом станут пользоваться различные рынки и барахолки, торгующие из контейнеров китайскими вещами, в несколько раз увеличится рынок БУ товаров (от квартир до бытовой химии и прочих мелочей).
Серия банкротств банков и поглощение их гос банками. Банкротство значительной части бизнеса и переход из основных фондов на баланс гос банков. Как следствие - превращение экономики в еще более неэффективную форму госпланирования и отчетности.
Поменяется образ мышления граждан и механизмы поиска и оценки товаров и услуг, которые будут закрывать эти потребности и останутся доступными.
Эмоциональный выбор или выбор дорого продукта, своей ценой гарантирующего качество, исчезнет. Мышление станет максимально рациональным. Стильный и инновационный выбор заменится на выбор по критериям надежности, полезности и низкой стоимости и пр. В итоге увеличится глубина погружения при поиске и анализа продукта.
Хорошим примером для этого служат форумы молодых мам у которых, как правило, скромный доход, огромное желание найти идеальный товар, много свободного времени изучить рынок и все варианты товаров. То есть, если раньше на проведение глубокого анализа рынка соглашались лишь в случаях покупки действительно дорогих, специализированных продуктов или в случае свободного времени и отсутствия лишних средств, то в ближайшем будущем это станет наиболее распространенным поведением. Люди будут изучать ценники и состав продукта.
Детали, которые прежде были несущественными, станут более важными, влияющими на покупку. Например, низкое энергопотребление модели холодильника станет важнее бренда его производителя при прочих равных. Много относительно лишних продуктов, таких, как оливковое масло или глянцевые журналы останутся без спроса. Еще больше пострадают различные услуги развлекательного характера.
Молодежь из маленьких городков попробует поехать в миллионники, спасаясь от безысходности (в т.ч. в Питер, но не в Москву) Разница между праздниками (особенно личностными — день рождение, свадьба, новоселье...) и обычными выходными усилится — уставая от рутины, люди будут искать повода для разрядки.
Исходя из всего этого, любой бренд, чтобы остаться на рынке, должен… тут я напишу банальность (которая до сих пор является редкостью). Бренд должен очень четко понять своего нынешнего покупателя, стать именно для него доступным и продуманным в мелочах. Он должен вести диалог с потребителями напрямую, рассказывать о себе, о своем направлении развития, поощрять коллективные закупки, слышать мнения аудитории и меняться под него. То есть активно использовать PR-коммуникации и менять свой продукт, потому что за последние несколько месяцев покупатель 100% поменялся, а не пытаться украсить его «бантиками» и не вещать больше котиков в группах в соцсетях.
Общаться предстоит много, потому что люди будут сидеть дома перед компьютерами, будут использовать Интернет в поисках решений для своих потребностей. Телевизор станет еще более отвратным. Уже сейчас телекомпании предупреждают производителей телеконтента о значительном сокращении бюджетов в 2015 году. Торренты и зарубежные сериалы будут скрашивать наш досуг. Именно поэтому сегмент рекламы в Интернет будет единственным, который продолжит свой (скромный) рост.
Большинство рекламных усилий будут направлены на немедленные продажи, а не формирование лояльности, хотя, как я написал выше, кроме этого нужно будет заново изучить и понять свою целевую аудиторию (возможно это уже совершенно другие люди) трижды перепроверить свой продукт на соответствие и выделить часть средств на диалог с рынком.
Кризис поднимет вопросы реальной востребованности специалистов своего уровня. Если раньше любой менеджер, покупающий строительные материалы в точке А и продающий их в точке Б с 20% накруткой, мог позволить себе купить автомобиль бизнес класса, то теперь высокий доход сохранят реальные специалисты, зачастую сферы производства, а не обитатели многоэтажных бизнес-центров. Обороты и штат крупных компаний упадут и самые толковые наемные офисные сотрудники уйдут в малый бизнес или откроют свои компании. Остальные будут грезить о былых днях, завидовать победителям и сваливать свои проблемы на внешних врагов и внешние факторы. Часть из них выберут путь прозябания, отказа от карьерного роста и саморазвития.
Водку уже сделали дешевле
Маркетологи и собственники компаний до сих пор верят, что все это закончится, как в 2009. Многие не могут сменить парадигму мышления и до сих пор присылают мне ТЗ, где ЦА это активные люди, стремящиеся жить полной жизнью, с высоким доходом и бла-бла-бла… Приходится включать режим скептика-реалиста.
//моя работа — прогнозировать поведение потребителей, изучать изменение трендов, потребностей. //
Увольняйтесь сами, пока вас не уволили по статье..
А статью свою сохраните, через пару-тройку лет посмеёмся…
y изменяется медленно, а x может упасть в 10 раз. ведь если за компом будут сидеть нищеброды, то нах компаниям такой канал коммуникации?
Ситуация на московском ресторанном рынке 2008-2009 годов это хорошо продемонстрировала. Те, кто ходил в Пушкин и еще 10-15 знаковых мест, продолжили его посещать. Заведения ниже уровнем остались полупустыми.
Мигранты уже уезжают из-за разницы валютных курсов. Уже сейчас нам нужно искать искать им замену. Многие из них пахали с утра до позднего вечера ради своей семьи. Будут ли так старательно работать местные? Мне кажется, что производительность труда упадет. И если, допустим, УК не сможет уговорить русского дворника работать за зарплату мигранта, это повлияет на коммунальные платежи жителей дома.