Прошедший год в Армении был насыщен внутри- и внешнеполитическими событиями, которые определят будущее республики на ближайшие годы. Это вступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также консолидация оппозиционного поля вокруг одного из богатейших олигархов республики Гагика Царукяна. Кроме того, 2014 год отметился беспрецедентными с момента заключения соглашения о прекращении огня боями в зоне карабахского конфликта.
Надежды на Москву и сомнения в ней
Хотя решение о вступлении в Евразийский союз вместо подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом было принято ещё осенью 2013 года, однако все формальности были улажены лишь в текущем году. На этом пути армянским властям пришлось пережить разочарование от майского заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане, когда из-за позиции Нурсултана Назарбаева пришлось отложить сроки вступления республики в новый союз.
Камнем преткновения стал вопрос о таможенных границах Армении, главным образом с Нагорно-Карабахской республикой. Однако, к чести армянских властей, им удалось решить этот вопрос на своих условиях — без введения таможенной границы с НКР, чего опасались многие в республике.
Вероятно, большую роль в этом вопросе сыграла поддержка Еревана Москвой, которая к тому же, ещё до окончательного решения вопроса о вступлении Армении в ЕАЭС, предоставила ей такие же льготы по ряду позиций, как и членам Таможенного союза. Например, Россией были сняты экспортные пошлины на поставляемые в Армению газ, нефть и необработанные алмазы, упрощён режим пребывания армянских граждан в РФ.
Следует заметить, что в армянском обществе есть большие ожидания, что союз (под ним в республике в основном подразумевают Россию) поможет решению социально-экономических проблем, а также осуществлению ряда жизненно необходимых республике крупных инфраструктурных и энергетических проектов (например, строительство новой АЭС, железной дороги «Армения — Иран» и возобновление движения по абхазскому участку железной дороги).
Однако с учётом экономических проблем России вряд ли в ближайшее время Москва сможет выделить деньги на эти проекты (даже в более финансово-благоприятные годы она не собиралась их финансировать).
К тому же во внешней политике России есть одна черта, которая часто вызывает недовольство не только армянской, но и белорусской стороны, — игнорирование интересов ближайших союзников и отказ от экономической помощи им, потому что, по мнению Кремля, они «уже свои и никуда не денутся». Наряду с этим прощаются миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов республикам, которых никак нельзя отнести к числу союзников России. Самый свежий пример — списание почти миллиардного долга Узбекистану лишь за слова о том, что он подумает над евразийской интеграцией.
Станет ли Царукян «армянским Иванишвили»?
Важнейшими внутриполитическими событиями в Армении стали отставка премьер-министра Тиграна Саркисяна и консолидация армянской оппозиции вокруг лидера партии «Процветающая Армения» и одного из богатейших людей Армении Гагика Царукяна.
И если отставка Саркисяна и назначение на его место Овика Абрамяна не оказали долгосрочного влияния на политическую жизнь республики, то в случае с Царукяном всё иначе. Его лидерство, которое фактически признали лидеры оппозиции экс-президент Левон Тер-Петросян и Раффи Ованнисян, проведённые осенью митинги и заявления Царукяна о готовности участвовать в президентских выборах — всё это делает олигарха, хотя бы в глазах общества, главным оппонентом действующего президента Сержа Саргсяна.
При этом в обществе и в СМИ до сих пор ведутся дискуссии: являются ли действия Царукяна его собственной игрой или он выполняет волю второго президента Роберта Кочаряна, по указанию которого он в своё время и создал свою партию. Не исключено, что столь бурная оппозиционная деятельность Царукяна была обусловлена недовольством Кочаряна планами Сержа Саргсяна осуществить конституционную реформу и перейти от президентской к парламентской форме правления. Или просто подготовить плацдарм для возвращения в большую политику второго президента.
Поговаривают даже, что Царукян, возможно, ведёт согласованную с властями игру по полной дискредитации оппозиции в глазах общества. Сторонники этой версии обращают внимание на то, что столь бурная оппозиционная деятельность олигарха практически не сказывается на его бизнесе, что в армянских реалиях вызывает определённые вопросы.
Однако даже если Царукян и намерен бросить перчатку правящей Республиканской партии Армении (РПА) и её лидеру президенту Саргсяну, эксперты сомневаются, что ему удастся повторить успех Бидзины Иванишвили. Они отмечают, что по сравнению с Иванишвили у Царукяна намного меньше средств, и к тому же бизнес Царукяна в основном расположен в Армении, в то время как состояние Иванишвили не было связано с Грузией. К тому же внезапный отказ Царукяна от участия в президентских выборах 2013 года говорит о том, что в руках властей есть рычаги давления на лидера «Процветающей Армении».
На грани новой войны
На фоне украинских событий в этом году резко обострилась ситуация в зоне карабахского конфликта, а также на армяно-азербайджанской границе. Власти Баку с весны начали резко нагнетать ситуацию на передовой, желая или вновь привлечь внимание мирового сообщества к карабахскому конфликту, или же просто пытаясь воспользоваться отвлечением главного союзника Армении — России — на конфликт на Украине.
Всё это привело в конце июля — начале августа к настоящим боям на передовой. В ходе боёв армянские силы нанесли азербайджанской армии самые крупные потери с момента прекращения огня в мае 1994 года.
Ситуацию удалось немного нормализовать благодаря встрече президентов Армении и Азербайджана в Сочи, организованной Владимиром Путиным.
Встреча в Сочи, а также последующие переговоры двух президентов при посредничестве, сначала госсекретаря США Джона Керри в Ньюпорте, а затем президента Франции Франсуа Олланда в Париже, должны были помочь снизить напряжённость. Однако уничтожение азербайджанскими силами вертолёта ВВС НКР, выполнявшего учебно-тренировочный полёт, вновь резко обострило ситуацию на передовой. В Ереване и Степанакерте ещё более укрепилось мнение, что заставить Баку соблюдать режим прекращения огня можно только силой, без каких-либо надежд на посредников из Минской группы ОБСЕ.
Останется ли армянское общество пророссийским
В армянском обществе вновь резко обострилось недовольство поставками российского оружия Азербайджану, а также обтекаемыми заявлениями в связи с инцидентами (причём не только в Нагорном Карабахе, но и на границах Армении) союзников республики по ОДКБ, в частности России. Хотя Россия и взяла на себя ответственность за обеспечение безопасности Армении и оказание ей военной помощи, как в рамках ОДКБ, так и двухсторонних договорённостей, однако заявления её официальных лиц ничем не отличались, например, от заявлений США или европейских структур.
В этих условиях в армянском обществе всё больше и больше нарастает недовольство действиями России, которая пытается проводить равноудалённую политику в отношении Еревана и Баку. У обычных людей (да и у многих представителей властей в кулуарных беседах) возникает вопрос: какой смысл быть союзником России по ОДКБ, членом ЕАЭС, иметь на своей территории без всякой арендной платы российскую базу, в отличие от многих членов ОДКБ поддерживать Россию во время голосования по вопросу Крыма в ООН, если к Армении в итоге такое же отношение, как и к Азербайджану? Который, к слову, «вытурил» со своей территории российскую РЛС в Габале, считает своим военным союзником Турцию, участвовал в антироссийских организациях типа ГУАМ и к тому же участвует в создании альтернативных российским газо- и нефтепроводов (хотя ему в своё время предлагалась транспортировка через Россию), призванным уменьшить зависимость Европы от российских энергоресурсов.
Это недовольство активно подогревается прозападными СМИ и общественными организациями, что грозит со временем изменить настроения в армянском обществе, сейчас пока в большей части пророссийском.
http://www.odnako.org/blogs/itogi-politicheskogo-goda..