Экономический кризис в России может привести к убыткам среди крупнейших мировых компаний по производству напитков, поскольку девальвация рубля разрушает сложившуюся операционную модель в этой стране. Международные компании, торгующие одеждой, напитками, сигаретами и мебелью изо всех сил пытаются сократить издержки, поскольку падение рубля ведет к значительному удорожанию импортной продукции. Нестабильная ситуация в России вынудила компании поднять цены, приостановить продажи и даже вовсе прекратить торговлю в этой стране. По данным исследования Citi, компании по производству напитков оказались в наиболее уязвимом положении среди предприятий нефинансового сектора, поскольку Россия потребляла более 30% всего объема продаж таких компаний как Carlsberg и Coca-Cola Hellenic — второго по величине завода Coca-Cola. Carlsberg не собирается покидать российский рынок, однако ранее в компании заявляли, что последствия колебаний валютного курса на один рубль по отношению к евро могут вылиться в 100 млн. датских крон (10 млн. фунтов операционной прибыли.
Таким образом, Энрдю Олланд из Société Générale полагают, что декабрьское падение рубля может сократить годовые результаты деятельности компании на треть. Однако в банке также подчеркивают, что дневная высокая волатильность валюты затрудняет прогнозы в этом отношении. Олланд отметил, что пока не собирается менять свой прогноз по прибыли компании, которая уже дважды в этом году предупреждала о возможном сокращении, пока на российский валютный рынок не вернется хотя бы некоторое подобие стабильности. Девальвация рубля оказывает двоякое влияние на прибыли компаний, работающих на территории России. Показатели продаж падают при пересчете в другие валюты, а стоимость закупки сырья за пределами страны растет по той же причине. Danone, французская компания по производству напитков и продуктов питания — крупнейший в России производитель молочной продукции, получает отсюда 11% своей выручки. Однако в компании считают, что влияние курса рубля на ее издержки будет минимальным, поскольку она работает с местными брендами на глубоком уровне локализации.
Ритейлеры подняли цены, чтобы сохранить рентабельность. Икея приостановила продажи некоторых наименований на прошлой неделе, после того, как потребители кинулись скупать все подряд, пока не подорожало. Шведский производитель сборной мебели возобновил продажи в субботу, Apple прекратила продажи на российском веб-сайте в среду и открыла свой интернет-магазин после пересмотра ценовой политики. Многим международным ритейлерам в России сейчас приходится несладко. New Look, британская марка модной одежды, ушла из страны в ноябре, закрыв 20 магазинов, работавших по системе франшизы, а Mothercare, Marks and Spencer и Asos включили издержки, связанные с нестабильностью в стране, в отчетность по текущему году. «Практически все компании с международными амбициями стремились попасть на российский рынок. Но теперь он не кажется им таким уж привлекательным. Существуют среднесрочные проблемы, которые не решить за один день», — поясняет Фредди Джордж, аналитик из Cantor Fitzgerald. По его словам, компании розничного сектора начнут массово пересматривать и замораживать свои планы по экспансии в России из-за текущего кризиса.
Люксовые бренды тоже оказались под ударом, скорее всего, они сократят или заморозят свои инвестиции в России — так считает Люся Сольса, аналитик Exane BNP Paribas. На долю России приходится примерно 4% всего международного оборота рынка люксовых товаров. Расходы российских туристов заграницей сокращались на протяжении 2014 года, однако внутренние расходы до последнего времени оставались достаточно высокими. «Россияне охотно покупали предметы роскоши — по крайней мере, до недавнего времени, до тех пор, пока игроки в этом сегменте не начали корректировать свои розничные цены». Табачные компании тоже несут убытки из-за падения рубля. Россия — второй по величине рынок табака после Китая, и по данным аналитиков Citi, объемы продаж Japan Tobacco и Philip Morris International в этой стране исчисляются двузначными числами. Табачные компании привыкли работать на нестабильных рынках, но слабый рубль, без сомнения, негативно отразится на их показателях продаж. От валютного курса никуда не деться. Как только условия на валютном рынке ухудшаются, приходится приспосабливаться.
На икру заморскую кабачковую перейдешь при 100.
А по праздникам баклажанную. Ишь ты губу раскатал на мандаринки из Абхазии. Они при 54 за доллар совсем не дешевы.