Еще в ноябре экспертные упоминания о введении обязательной продажи валютной выручки зачастую игнорировались государственными СМИ. По-видимому, такая позиция связана с заявлением В.Путина в самом начале октября на инвестиционном форуме «Россия зовёт». Президент тогда сказал: «Мы не планируем вводить никаких ограничений валютных или по движению капитала». Согласно тексту — это определенное намерение, но всё же не обязательство. В середине декабря «вдруг» тема валютного регулирования вновь возникает уже в виде законопроекта справедливороссов, предлагающих обязательную продажу 50% валютной выручки экспортеров. Кажется неудивительной и даже естественной подобная реакция парламентариев в конце 2014 года. Рост официального курса доллара против рубля с 2 октября по 15 декабря составил 47,11%, то есть рубль упал на 32%. Не вызывает удивления и ответная негативная реакция на законопроект Центробанка РФ (и Минфина). Вместо административных ограничений отдается предпочтение диалогу с субъектами хозяйствования. По принятым пропорциям бюджета 2015г. цена нефти в $62 доллара за баррель соответствует курсу доллара 58,37 рубля. С этой точки зрения, конечно, всё вроде бы хорошо, прекрасная маркиза! В конце концов, в 1998г. с падением курса дела были много хуже.
Вместе с тем хотелось бы напомнить, что выполнение задач стимулирования всей экономики происходило бы эффективнее при стабилизации курса рубля. Курс уже достаточно упал, чтобы стимулировать импортозамещение. Расширение ломбардного списка для финансирование через сделки РЕПО, чему пионером стала Роснефть, — это, да, неплохая мера. Однако она носит точечный характер. В любом случае ставки, то есть инвесторы, на облигационном рынке оглядываются на величину ключевой ставки Центробанка. Не тайна за 7 печатями, что более сильным средством для восстановления всей экономики было бы классическое снижение по главному инструменту ЦБ. Между тем ситуация на валютном рынке и индуцированная ею инфляция скорее говорят о том, что ставку могут поднять скоро уже с 10,5% до 12%. Увы, степень политического доверия при этом к ЦБ понизится.
Дело не в том, что ЦБ плохо работает. Проблема в том, что регулятор продолжает действовать в духе либеральной доктрины, как будто в мире после марта 2014г. ничего не случилось. Даже МВФ в 2012г. признал, что полностью либеральная политика в области движения капиталов не может быть универсальной. МВФ допустил возможность рекомендаций на сдерживание спекулятивных потоков, если они угрожают финансовой стабильности страны. С этим возгласом из Вашингтона трудно не согласиться. Если бы курс рубля зависел только от цен на нефть, это было бы полбеды. В конце концов, никто не возбраняет выполнять расходную часть бюджета за счёт наращивания госдолга, тем более, что есть расчеты, что уж через год нефтяные цены начнут восстанавливаться. Другое дело, что этот год надо еще пережить во всех отношениях. Неслучайно в нынешнем движении курса очень заметна политическая составляющая. Незаметное ранее двоевластие в стране — Кремля и доллара — выходит наружу и становится на деле политическим тестом для власти. Если экспортеры отказываются продавать валютную выручку внутри страны, значит, они вынуждены ставить на негативный сценарий. В самом деле, а если нефтяные цены действительно пойдут на $40 за баррель, что тогда? Отсутствие притока денег от экспорта, — это значимая составляющая бегства капитала из РФ.
Пример удачного ввода ограничений на движение капитала дает Малайзия на исходе азиатского кризиса 1997-1998гг. Стоит отметить, что эти ограничения действовали недолго с сентября 1998 по февраль 1999г., но помогли восстановлении траектории роста экономики. Куала-Лумпур ввел помимо требования возврата денег из оффшоров и удлинения периода вывода капитала из страны — фиксированный курс ринггита. Поскольку страна маленькая, эти меры были хотя и жесткими, но хорошо контролируемыми. С российским миром капитала можно было бы обходиться здесь и сейчас поэтому помягче. Так, российская практика при продаже валютной выручки экспортерами (до 2006г.) фиксированного курса не предполагала. Кстати, обязательную продажу выручки отменили в 2006г. из-за большого притока нефтедолларов в Россию, укрепляющего рубль. Теперь ситуация противоположная. Более того, на самом деле государство уже в мягкой форме давит на крупных экспортеров с целью продажи валюты. Очевидно, этот ручеек слишком мал, чтобы внести успокоение на валютном рынке. Поэтому необходимо дальше думать о комплексе мер по защите национальной валюты.
Душин Олег