Долгожданное заседание ОПЕК, состоявшееся 27 ноября в венской штаб-квартире этого влиятельного картеля стран, экспортеров нефти, завершилось так, как в целом и предрекали эксперты: организация не стала снижать собственную квоту добычи «черного золота», сохранив ее в районе 30 млн баррелей в сутки. На фоне этого известия котировки нефти Brent на лондонской бирже опустились к вечеру ниже 72 долларов — своего четырехгодового минимума.
Заседание ОПЕК, которому предшествовало заявление катарского нефтяного министра Али Салеха аль-Омайра о том, что «картель должен принять любую рыночную цену на нефть» (называлась цена и в 60 долларов), превратилось в спор его влиятельных членов — с бедными. Последние были представлены, в частности, Венесуэлой, чей глава МИД Рафаэль Рамирес призвал устранить совокупный избыток добычи нефти странами-экспортерами в размере 2 млн баррелей в сутки.
Боливарианскую республику, бюджет которой сверстан исходя из цены нефти далеко за 110 долларов, поддержали Алжир и Эквадор, в то время как самый мощный и влиятельный член ОПЕК Саудовская Аравия не только выступила против снижения добычи, но и понизила цену собственных поставок для американского рынка — притом, что и ее бюджет никак не может похвастать независимостью от углеводородных фьючерсов.
В итоге коллективная воля картеля приняла решение оставить все как есть: квота не меняется — к явному разочарованию одних членов ОПЕК и олимпийскому спокойствию других ее участников.
Почему? Что теперь будет? И что это означает для России?
Как обычно бывает в таких случаях, здесь возможны, по меньшей мере, две трактовки произошедшего.
По версии № 1 нынешнее решение ОПЕК полностью вписывается в неоднократно озвученный сценарий сговора США, Евросоюза и зависимых от Запада монархий Залива, направленного против России и, не в последнюю очередь, Ирана. Согласно этой версии, лучшей тактикой по ослаблению России является резкое — и вполне рукотворное — уменьшение стоимости нефтяных котировок. Дескать, российский бюджет, сверстанный из расчета около 90 долларов за баррель, попросту не выдержит этой гонки. После чего начавшиеся социальные неурядицы либо заставят Кремль отказаться от противостояния с Западом, либо и вовсе приведут к «оранжевой революции» в центре Москвы.
Версия № 2 выглядит более прозаично и взвешенно — она-то и была озвучена в кулуарах сегодняшнего заседания ОПЕК. Согласно ей, ведущие производители нефти вроде Саудовской Аравии не желают отказываться от своей доли американского рынка и уступать ее штатовским сланцевым компаниям. Они готовы потерпеть небольшое и временное падение котировок примерно до 60 долларов: в случае подобного падения нефтяные короли Ближнего Востока, где нефть только что сама из песка не течет, окажутся более конкурентоспособными, нежели американские нефтедобытчики.
Примечательно, что накануне заседания ОПЕК там же, в Вене, по инициативе Каракаса состоялись переговоры между Венесуэлой, Саудовской Аравией, Мексикой и… Россией, на которых наши венесуэльские друзья явным образом просили Москву включиться в процесс поддержания цены, снизив собственную добычу. Однако президент «Роснефти» Игорь Сечин, представлявший нашу страну вместе с министром энергетики Александром Новаком, вежливо, но твердо отказался делать это, заявив, что даже «падение цен на нефть ниже 60 долларов за баррель не вынудит Россию ограничить добычу».
Такой ответ наших переговорщиков если не полностью дезавуирует версию № 1, то, во всяком случае, прозрачно намекает, что любые планы дестабилизации российской экономики через снижение нефтяных котировок обречены на провал: у нас есть что на них ответить. Собственно говоря, этот ответ за последние пару месяцев был сполна продемонстрирован Центробанком РФ: вслед за дешевеющим баррелем падали и котировки российской валюты, что в итоге сохраняло общую пропорцию рублевой отдачи в бюджет от экспортной продажи нефти за доллары.
Как это делалось, легко разобраться, вспомнив несколько цифр. В нынешнем году больше всего долларов за нефть давали 19 июня — 114,99. Американская валюта в тот день стоила 34,82 рубля, поэтому в рублевом выражении бочка нефти оценивалась примерно в 4004 рубля. 8 ноября доллар вырос до 47,87 рубля, а баррель в тот же день стоил 83,63 доллара. Вы будете смеяться, но в пересчете на рубли это давало все те же волшебные 4004 рубля за баррель.
Так и теперь на фоне падения нефтяных котировок с очевидностью стоит говорить о ближайшей новой плавной девальвации российской валюты — куда-нибудь в сторону 50—55 рублей за доллар. Бюджет останется в целости и сохранности, социальные обязательства будут и дальше выполняться в полном объеме, а вот кому не повезет, так это весьма тонкой прослойке граждан, выезжающих отдыхать на Запад, долларовым заемщикам кредитов и потребителям импортных товаров (включая, впрочем, лекарства). Последние, впрочем, будут постепенно вытесняться отечественной продукцией к радости наших товаропроизводителей.
Но что же, в конце концов, случится с нефтью? Безусловно, нынешние цены на «черное золото» пока еще весьма далеки от того дна, на которое они способны упасть. Это объясняется не только снижением темпов роста мировой экономики, не нуждающейся в прежних объемах нефти, но и в том, что для многочисленные мировых инвесторов более притягательным биржевым инструментом для вложений вот уже несколько месяцев является американский доллар, а не нефтяные фьючерсы.
Тем не менее есть несколько неотменяемых объективных факторов, которые говорят о том, что падение цен на нефть в конце концов сменится их ростом. Во-первых, котировки ниже 60 долларов прямо ударят по американским углеводородным компаниям, добывающим дорогостоящее «черное золото» на шельфе и на сланцевых месторождениях. Во-вторых, главным выгодоприобретателем низких цен на нефть является все же не Америка, а ее прямой геополитический конкурент — Китай, и это не может совсем уж нравиться стратегам в Вашингтоне.
Ну, а главное, с течением времени нефть будет дорожать просто в силу того, что ее на планете становится все меньше и добывать ее с каждым годом оказывается все тяжелее, тогда как мировая экономика пусть и медленно, но растет, нуждаясь все в новых и новых углеводородах.
Так или иначе, нынешнее падение нефтяных цен может оказать весьма благотворный эффект для России, которой, хочешь не хочешь, придется теперь озаботиться развитием других отраслей и производств, помимо нефтегазовой сферы. А угроза дефицитного бюджета окажет, хочется надеяться, тонизирующий эффект на высшую российскую власть — с тем, чтобы на смену прежним неолиберальным экономистам, подсадившим страну на нефтяную иглу, наверх пробились, наконец, вменяемые хозяйственники и реальные профессионалы.
То лекарство, что прошлой зимой детям брали стоило 700 с лишним, сейчас 1200 с лишним!
«наверх пробились, наконец, вменяемые хозяйственники и реальные профессионалы.»!!!
Хорошо лизнул! Пусть курс будет хоть 200, но при этом должна быть доступность кредитов! Пример Америки и Европы.
Сейчас в России уже полтора месяца как ОСТАНОВИЛИСЬ ПЛАТЕЖИ, особенно от госструктур!
Задрать курс, когда денег нет ни у населения, ни у банков рядовых — ВЕРХ профессионализма.
Повторюсь, в другом топике писал:
Центральный банк Нигерии девальвировал национальную валюту наира на 8,3%. Глава банка Годвин Эмефиеле заявил, что решение вызвано падением мировых цен на нефть. Теперь 1 доллар стоит 168 вместо 155 наир, что все равно ниже обменного курса «черного рынка», где доллар продают за 184 наиры.
Последний раз Нигерия девальвировала национальную валюту в 2011 году, когда доллар стал стоить на 5 наир дороже.
Нигерия является крупнейшим африканским производителем нефти, которая приносит 70% доходов бюджета. Однако страна сильно зависит от импорта, и девальвированная валюта способна вызвать всплеск инфляции.
А мы не на 8%, а на 48%!
Мы инфляции не боимся?
Или у нас все хуже, чем Нигерии??
2.Благотворное влиение на Россию дешевой нефти еще смешнее. У нас что власть поменялась? Или правительство в маршрутках станет ездить? В их жизни никак перемен не будет, ибо все и так бесплатно.
1)что Штаты контролируют саудитов.
2)благотворное влияние — это смешно.
3) Нужно выводить саудитов( спонсоры терроризма, что с них возьмешь) за рамки ОПЕК и делать ОПЕК-2
«Лечить»отношения между Ираном, арабским миром с Израилем. Потеряв Израиль на Ближнем, Штаты потеряют Ближний. Саудиты станут шелковыми.
Вы из Госмонополии? У вас зарплата в уе?
Вот последнее:
Город ХХХХХХХХ
Большинство обменок и банк РНКБ (местный почти монополист) предлагают доллар по 50,5.
Народ проходит мимо обменок не глядя, свободных денег на обмен практически ни у кого нет…