В ответ на европейские санкции против лоукостера «Добролет», остановившего вчера полеты, Россия может запретить транссибирские перелеты из Европы в Азию
Российские чиновники рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Об этом
«Ведомостям» рассказали человек, близкий к одному из контрагентов крупных европейских авиаперевозчиков, высокопоставленный федеральный чиновник и человек, близкий к участникам обсуждения. По данным последнего, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны Евросоюза
(ЕС). Но последние события — остановка
«Добролета» и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым
(около $8,6 млн. —
«Ведомости»), — требуют ответа, сказал он.
Решение должно принять правительство, сейчас идут консультации на уровне Минтранса и
МИДа, говорит собеседник
«Ведомостей». Представители обоих министерств отказались от комментариев. Решение еще не принято, подчеркнул высокопоставленный федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьер-министра
Наталья Тимакова сказала, что в аппарат правительства
«подобных предложений от ведомств не поступало». Но человек, близкий к МИДу, заверил, что
«любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся».
Для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий маршрут — транссибирский и платят за это деньги
«»
. В начале 1970-х гг. иностранные авиакомпании на многое готовы были пойти, лишь бы СССР открыл им коридор, рассказывал журналу SmartMoney руководитель Росавиации
Александр Нерадько: таким образом они смогли бы сократить маршрут на 4000 км и экономить до $30 000 на каждом рейсе.
При этом иностранные перевозчики сами предложили дать им возможность пользоваться транссибирским маршрутом за деньги, вспоминал чиновник.
Бенефициаром сделки стало единственное авиапредприятие страны —
«Аэрофлот». После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал
«Аэрофлот». Сборы могли достигать $500 млн. Но большую часть средств
«Аэрофлот», как правило, направлял на нужды авиации. Сейчас, по словам человека, близкого к совету директоров
«Аэрофлота», авиакомпания получает от иностранных перевозчиков не более $300 млн в год.
Крупнейшие плательщики —
Lufthansa,
British Airways, Air France. Lufthansa в курсе проблемы и обеспокоена возможными убытками, которые оцениваются более чем в 1 млрд евро за три месяца санкций, утверждает человек, близкий к контрагенту крупных европейских авиакомпаний. Подтвердить это не удалось. Представитель МИД Германии сказал, что по официальным и неофициальным каналам Lufthansa не запрашивала никакой информации по вопросу возможного закрытия транзита. Представители Lufthansa, British Airways, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и еврокомиссара по транспорту Слима Калласа не ответили на запрос
«Ведомостей». Их коллеги из Air France и французского МИДа от комментариев отказались.
«Речь идет
о хороших доходах, — отмечает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Нужно все
“за” и
“против” принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове». Впрочем, он также добавил, что ему неизвестно, обсуждают ли министерства эти меры и в каком ключе. Человек, близкий к совету директоров
«Аэрофлота», сказал, что если запрет на полеты иностранных компаний по транссибирскому маршруту будет введен и
«Аэрофлот» перестанет получать эти деньги, то он не сможет выполнять и другие поручения, которые коммерческие авиакомпании обычно не выполняют:
«Это и эксплуатация Sukhoi Superjet, которая обходится более чем в $50 млн в год, это и все социальные проекты, это и неприбыльные маршруты, которые перевозчик держит, это и авиакомпания
«Аврора», которая является государственно важным проектом, но не вписывается в бизнес-логику такой авиакомпании, как
«Аэрофлот». Представитель
«Аэрофлота» от комментариев отказался.
Для иностранных авиакомпаний запрет на транссибирские полеты приведет к удлинению маршрута в среднем на час-полтора, комментирует начальник аналитического отдела агентства
«Авиапорт» Олег Пантелеев. Вырастут затраты на топливо и оплату труда персонала, увеличится нагрузка на технику, но уменьшится оборот воздушного судна. С учетом минимальной рентабельности авиационного бизнеса в целом существенные дополнительные расходы поставят европейских перевозчиков в сложное положение и в заметно неравные условия по сравнению с азиатскими компаниями: повысить цены они не смогут, а удержать их на прежнем уровне невозможно из-за низкой рентабельности.
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/politics/news/31488921/rossiya-gotovitsya-otvetit-na-sankcii#ixzz39VVAfFal
Рынок акций РФ развернулся вниз в утренние часы торгов вторника после позитивного открытия, цены большинства blue chips ушли в небольшой минус в условиях преобладающего снижения на азиатских площадках, а также в связи с сохранением геополитического давления. Акции «Аэрофлота» упали более чем на 5% в связи с опасениями в отношении пересмотра авиамаршрутов.
К 11:20 мск индекс ММВБ составил 1368,2 пунктов (-0,79%), индекс РТС снизился на 0,69% — до 1203,8 пункта. Акции «Аэрофлота» возглавили снижение, упав на 5,4%.
Снизились также акции «ЛУКОЙЛа» (-0,78%), «Сургутнефтегаза» (-2,36%), Сбербанка России (-0,9%), ВТБ (-0,07%), «Газпрома» (-0,89%), «НОВАТЭКа» (-0,22%), «Норникеля» (-0,39%), «Ростелекома» (-0,33%).
По мнению экспертов «Интерфакс-ЦЭА», внешний фон не обеспечивает поддержки российскому рынку акций, так как азиатские и европейские рынки снижаются, а темп роста американского рынка сократился. В то же время, геополитическое давление, которое негативно влияло на российские бумаги в последние недели, сократилось, что обеспечило спокойное открытие торгов. Рынок поддержали факторы, связанные с улучшением ликвидности (в связи с окончанием налогового периода и дивидендами).
Влияние на акции «Аэрофлота», скорее всего, оказали новости о том, что Россия может запретить транссибирские перелеты из Европы в Азию в ответ на европейские санкции против лоукостера «Добролет».
Смотрите оригинал материала на www.interfax.ru/business/389597