«Мы на пути к новым пределам вселенной монетаризма». Так пишут Рональд Стоферле и Марк Валек в своем основополагающем труде «In Gold We Trust», годовом отчете о золоте. Ценность этой потрясающей работы вдвойне высока. Ведь как сказал однажды Джордж Оруэлл, «во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм».
Наша реальность трансформируется, как верно указывают нам хорошие люди из компании Incrementum.
«… монетаристские эксперименты, которые на данном этапе проводятся в жизнь, будут иметь многочисленные неумышленные последствия, масштабы которых сегодня трудно предсказать. Золото, как антагонист необеспеченных бумажных валют, остается великолепной сделкой на фоне растущей инфляции и при наихудших сценариях развития».
Вот уже который год мы отстаиваем золото в качестве решения (конечно же, частичного) для беспрецедентного глобального денежного эксперимента, который явно плохо кончится для самих денег. Проблема с деньгами состоит в том, что сравнительно немногие это понимают. Причем, что до некоторой степени иронично, не понимают этого и многие из тех, кто работает в финансовых службах.
Не пытаясь обсуждать достоинства золота — мы и так уже наобсуждались до смерти и ценим терпение тех, кто оставался с нами все это время — мы лишь апеллируем к вечной инвестиционной проблеме, а именно — к психологии инвестора.
Помимо того, что Бенджамин Грэхем был «отцом инвестирования на основе ценности», он может считаться и одним из первых поведенческих экономистов. Его мудрое предложение для инвесторов состоит в том, чтобы «иметь мужество полагаться на свои знания и опыт. Если вы сделали вывод на основе фактов и знаете, что ваше суждение здраво — действуйте сообразно с ним, даже если другие сомневаются или делают иначе. То, что толпа не соглашается с вами, не означает, что вы правы или неправы. Ваши данные и ваши доводы верны — значит, вы правы».
Как также заметил Грэхем, «в мире ценных бумаг самой ценной добродетелью становится мужество — если к нему прилагаются адекватные знания и проверенные суждения».
Любому, кто придерживал золото во время последнего безумного сброса, удалось проверить свои суждения.
Прелесть золота, как и прелесть классической «недооцененной» акции Бенджамина Грэхема, состоит в том, что, чем сильнее оно дешевеет, тем привлекательней становится. Унция золота остается унцией золота независимо от цены — и это уже говорит само за себя.
Таким образом золото (и недооцененные акции) входит в заметное противоречие с инерционными инвестициями, которые сейчас правят бал на большинстве рынков. Там, если цена бумаги внезапно падает, нужно срочно бежать.
Есть только три способа, чтобы попытаться справиться с горой непосильных долгов. Вот эти опции: 1) поддерживать уровень экономического роста на достаточном уровне, чтобы обслуживать долг. Мы полагаем, что это весьма маловероятно. 2) аннулировать долг. Дефолт будет примерно сравним с Армагеддоном, поскольку наша монетарная система основана на долгах. 3) Устроить такую инфляцию, чтобы долг «сдулся». Рискуем сказать банальность, но к чему это приведет? К чему идут государства, нелепые в своей несостоятельности и какую цель преследуют их центральные банки?
При этом центральным банкам не пристало, чтобы их заставали таскающими печенье из «инфляционной коробки», поэтому им приходится теперь притворяться, что дефляция — это враг номер один.
Что ж, дефляция — это действительно проблема, если вам нужно обслуживать необслуживаемые долги. Так что чему тут удивляться, если эту серьезную проблему придется в конечном счете решать с помощью неконтролируемой и, возможно, неизбежной инфляции или стагнации при одновременной инфляции.
Итак, у нас есть мужество полагаться на наши знания и опыт. И на опыт других людей тоже.
Заглавие книги Роберта Шуттингера и Эймона Батлера звучит как «Сорок веков государственного регулирования цен и зарплат». И впереди у нас маячит неизбежный провал после этих сорока веков. Мы знаем, как заканчивается эта игра, мы только не знаем, когда точно она кончится.
Мы сделали вывод на основе фактов и мы знаем, что наше суждение здраво. Толпа не соглашалась с нами по вопросу золота последние два года.
Мы думаем, что мы правы, так как мы полагаем, что наши данные и доводы верны. Не то чтобы мы не видим ценности в других вещах, как то: заведомо качественные облигации с реальной положительной прибылью, независимые друг от друга активы, устойчивые и недооцененные акции. И мы задаем финальный вопрос — что, если не золото?
Это мы себя обманываем — или же центральные банки обманывают всех и каждого?
Сегодня в 10:00 МСК Академия для эмитентов Московской биржи приглашает на вебинар «Как читать нефинансовую отчетность: сектор „Девелопмент“». Вы узнаете:
📍 О ключевых особенностях отрасли...
Общий размер дивидендов, перечисленных номинальному держателю для выплаты акционерам ПАО «СТГ» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 233,4 млн руб . Количество акций $CARM, по которым был...
📈 Синара: целевая цена акций МГКЛ на конец 2026 года — 5,2 рубля
Ниже приводим краткое содержание мнения аналитиков. Инвестиционный банк Синара обновил прогноз по МГКЛ: оценочная капитализация ПАО «МГКЛ» на конец 2026 года по модели дисконтирования...
Индекс МБ сегодня 1. Вчера индекс МБ по сути простоял на месте
2. Остаемся в дипаазоне 2730(40)-2660
3. Зеленский выкатил «мирный план» из 20 пунктов. Ясно, что у него уникальное умение п...
Авторынок России может вырасти почти вдвое, до 2,5 млн автомобилей к 2030 году при доле отечественных марок 55% — Ведомости Совокупный объем продаж новых транспортных средств в России к 2030 году може...
Женевьева, можно подробнее, в 2026ом должен процесс банкротства завершиться, когда? Просто тоже в ОР с большой суммой встрял, но думал, что там и рассчитывать не на что.
Поступили сигналы к распродаже ММВБ на уровни 2650 и, возможно пониже к 2600. Сегодня узнаем, как меняют настройки кухни. Им бабки надо срочно заработать на комисионых. Декабрь может быть оказаться...
Ставки аренды на складском рынке Москвы и Подмосковья по итогам года сократятся на 16% г/г — до ₽10,5 тыс. за 1 кв. м в год, а в 2026 году снизятся еще на 5%, до ₽10 тыс. за 1 кв. м — Ъ Ставки аренды ...