Американское потребление стагнирует, хотя в Чёрную пятницу по-прежнему мало кто работает, а уровень безработицы понижается. С этой точки зрения, интересно разобрать по косточкам свежие данные о прошедших выходных.
В Чёрную пятницу 2013 покупатели потратили 9,74 млрд $, на 13,2% меньше по сравнению с 2012-м, за счёт сокращения очередей на 11%.
Падение продаж длится уже второй год подряд, и надо сказать, что оно ускорилось с 1,8% годом ранее.
Статистика по Black Friday 2013
Общий объём продаж в День благодарения и Чёрную пятницу вырос на 2,3% в год до 12,3 млрд $ на фоне удлинения очереди потенциальных покупателей на 2,8%. Снижение цен в WMT и TGT пришлось на более раннее время четверга, чем в прошлом году, а Macy's (M) был открыт в День благодарения вообще впервые. Гиганты розничной торговли уже пьют шампанское: Walmart — насчитав 2 млн проданных телевизоров и 1,4 млн планшетов, а Macy's — посмотрев на 15 тысяч потребителей, которые в этот праздничный день пришли в нью-йоркский гипермаркет. К тому же мощный поток покупателей отмечен на западе и юге США.
Ряды покупателей, хотевших принять участие в распродажах в День благодарения, Чёрную пятницу и в течение двух дней после этого, в этом году поредели до 140 млн со 147 млн. Общегосударственная федерация розничной торговли США ожидала, что из них 97 млн купят что-нибудь в Чёрную пятницу хотя бы по интернету и почти четверть пойдёт за покупками в День благодарения. Что же, бег по магазинам действительно предпочли очередной порции индейки.
Сезон праздников только начинается. За ноябрём пришёл декабрь, а с ним и предрождественский ажиотаж. Та же федерация ожидает роста праздничных распродаж в этом году на 3,9% в год до 602 млрд долларов за счёт роста суммы покупок, и нет оснований не верить этому прогнозу. Следовательно, рост распродаж копеечно, но ускорится с 3,5% в предыдущем году.
Киберпонедельник 2013 — день тяжёлый
Сегодня — Киберпонедельник, когда клерки покупают товары через интернет прямо на работе (хотя работодатели против). Чёрная пятница 2013 уже стала самой лучшей для AMZN за последние 15 лет. Компания наняла 15 тысяч временных и 2,3 тысячи постоянных сотрудников в преддверии рождественских распродаж. Продажи AMZN в моменте взлетели на четверть, в пятницу ушло 4 млн товаров, по сравнению с 3,5 млн в предыдущий Киберпонедельник. Продажи EBAY подскочили на 35%, были распроданы самые популярные товары, включая XBox One и Playstation. Запасы этой продукции в интернет-магазине оказались больше, чем у WMT и BBY. Рост частично обусловлен использованием Google Shopping, в которой из 20 предложений PlayStation 4 три четверти ведут на EBAY.
Общие онлайн-продажи в эту Чёрную пятницу увеличились, по версии IBM, на 19%. Статистика IBM по росту продаж через интернет в День благодарения показала фантастические 19,7%, а данные ComScore — рост на 21%. С одной стороны, в абсолютных величинах сумма оценивается не очень высоко, от 766 млн до 1,2 млрд долларов. С другой, консенсус-прогноз по росту онлайн-распродаж в этот рождественский сезон предполагает рост на 14% в год до 48,1 млрд $. Из них за первые 29 дней ноября потрачено 20,6 млрд долларов, что даёт рост только на 3,1% в год по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года. Здесь может быть три версии. Первая — инвестиционные банки видят ухудшение настроений потребителей в преддверии бюджетного кризиса в январе 2014-го. Вторая — американцы стали спокойнее, и в Чёрную пятницу интернет предпочли длинным очередям рекордные 66 млн человек. Третья и наиболее вероятная — кризис 2008 года приучил американцев к бурному декабрю с большими скидками.
Распродажи по мобильному в Чёрную пятницу
Интересно, что акций на мобильные телефоны в этом году стало на 40% больше, на покупку смартфона приходилась одна из пяти онлайн-покупок в Чёрную пятницу, и одна из четырёх — в День благодарения. Лишь покупка планшетных компьютеров, превысившая 14% онлайн-сделок в Чёрную пятницу, превысила покупки смартфонов вдвое. Остаётся добавить, что 7 из 10 пользователей смартфонов планируют участие в распродажах через телефон, а по тратам средний пользователь смартфона лишь 15% уступает хозяину планшета, оставляющему в корзине, в среднем, 133 долларов за заказ… Ах да, доля пользователей Apple в онлайн-распродажах достигла 18%, что составляет 76% от 24% покупок, приходящихся на мобильные устройства, так что Android уступил iOS 1 к 3!