guntik
guntik Новости рынков
15 августа 2013, 16:13

Тень наползает на биржи

Более 10% оборота торгов на европейских биржах происходит втайне от всех, в США эта цифра доходит до 20%
Тень наползает на биржи

 
В июле 2013 года более 10% оборота торгов на европейских биржах проходило в режиме dark pools, то есть втайне от всех игроков, кроме продавца и покупателя. В США такой режим охватывает 15—20% оборота. Торговля dark pools совершенно легальна, поддерживается биржами и предоставляет крупным игрокам возможность торговать большими пакетами акций без влияния на рыночные цены. И с ростом котировок на биржах США и Европы ее доля будет увеличиваться, прогнозируют эксперты. Если не помешают регуляторы.
Доля торгов, совершаемых на альтернативных электронных площадках Европы, работающих в режиме dark pools, выросла в июле 2013 года до рекордного уровня. Об этом сообщил портал MarketWatch. Согласно данным Thomson Reuters, в июле на долю dark pools пришлось около 10,3% общего объема торговли акциями в Европе, или €75,1 млрд, что на 12% превысило предыдущий рекорд января 2013 года, когда через dark pools прошло 9,1% объема торгов, и на 28% — уровень июля 2012 года.


Dark pools, или «темный пул», — это своего рода «черный биржевой рынок». Данный режим дает возможность торговать без публичного объявления котировок. Это важно, когда речь идет о сделках с крупными пакетами ценных бумаг, что позволяет избежать резкого движения котировок, а также дает возможность крупным игрокам — банкам, хедж-фондам и институциональным инвесторам — в случае необходимости избежать разглашения их стратегий.
Такие сделки удобны и тем, что покупатель и продавец могут сразу оперировать большим объемом и довольно точно рассчитать стоимость сделки без опасения биржевого «проскальзывания» и отсутствия достаточного встречного объема, добавляет генеральный директор АЛОР+ Александр Лужбин. Кроме того, есть возможность совершения крупных сделок по ценам лучше рыночных при более низкой комиссии, чем при открытой биржевой торговле «через стакан», поясняет старший портфельный управляющий управляющей компании «КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим.
По наблюдению биржевиков, всплеск активности в этом секторе совпадает со снижением волатильности (изменчивости цен) на рынках. «Мы обнаружили, что понижение волатильности обычно приводит к увеличению торгов в dark рools», — отметил Марк Гудман, возглавляющий систему электронной торговли банка Societe Generale, где функционируют два таких «темных пула». «Обратная корреляция между волатильностью и долей dark pools произойдет в Европе так же, как это было в США», — заявил структурный рыночный аналитик нью-йоркского брокера Rosenblatt Эндрю Апворд.
Это объяснимо: если при активной и резкой динамике цен инвесторам нужны гарантии и регулирование на площадках, то в обратной ситуации «темный рынок» их вполне устраивает, учитывая, что он дает возможность более выгодных сделок,
рассуждает президент брокерской компании Lionstone Investment Services Александр Беляков. Кроме того, рост доли таких сделок говорит о том, что происходит довольно существенное перераспределение активов среди крупных игроков, отмечает Лужбин.
По мнению экспертов, наблюдаемый процесс в целом свидетельствует о зрелости сектора в Европе и его приближении к американскому, где на долю dark pools приходится около 15% торговли акциями, указывает MarketWatch. По данным Белякова,
в США на dark рools приходится около 20% рынка акций, причем здесь находятся около 40 из более 60 таких площадок в мире, а среднегодовой темп роста «темных пулов», по оценкам американских экспертов, составляет 40%.
По словам представителя Лондонской биржи LSE Джеймса Бау, повышение интереса к стратегиям торговли за счет собственных средств привело к росту спроса на площадки, предоставляющие дифференцированный подход, в том числе предлагающие торговлю более крупными пакетами, в частности к dark pools. Но в этом режиме брокеры (структуры, предоставляющие своим клиентам инфраструктуру для совершения сделок) торгуют и на собственные средства. По наблюдению Белякова, это связано с развитием данного инструмента:
хотя изначально «темный режим» был предназначен для анонимного исполнения крупных сделок, теперь принципы его работы слегка отошли от первоначального варианта. «Сейчас «темные пулы» в основном оперируют не крупными, а, напротив, мелкими сделками, которые практически не отличаются от сделок на публичном рынке,
— замечает Беляков. — Вероятно, это веление времени. Рыночный функционал всегда модифицируется в зависимости от потребностей самого рынка».
Подобного рода стратегии могут быть связаны и с так называемой высокочастотной, или алгоритмической, торговлей, когда производится большое количество сделок в единицу времени малыми объемами. Часто это спекулятивные стратегии, не направленные на исполнение каких-то долгосрочных инвестиционных планов. Они реагируют на небольшие, с виду хаотические движения котировок различных активов и производятся автоматическими торговыми системами, «биржевыми роботами».
Понятно, что любые сделки с ценными бумагами, в той или иной мере не подпадающие под контроль регулирующих органов, вызывают у них особый интерес. Неудивительно, что
европейские регуляторы пытаются ужесточить правила торговли в dark pools, в частности ограничить долю торгов акциями для некоторых типов dark pools, а также ввести ограничения в этом секторе для брокерских компаний.
Высокочастотная торговля также вызывает нарекания как со стороны регуляторов, так и со стороны самих бирж. Роботов подозревают в том, что они могут способствовать обвалам на биржах, а их многочисленные ордера оказывают дополнительную нагрузку на биржевую инфраструктуру.
В некоторых странах «пулы» и вовсе запрещены, например в Канаде и Австралии, отмечает Беляков. Существуют риски и для самих игроков, они связаны с неисполнением или неполным исполнением сделок, существует и риск утечки информации, отмечает аналитик.
По мнению Бит-Аврагима, рост популярности dark pools в США в последнее время был связан с положительной динамикой американских бирж. Поэтому с ростом котировок в Европе в связи с ожидаемым восстановлением ее экономики и с увеличением оборотов на тамошних биржах доля и объем сделок в «темном режиме» тоже будут возрастать. Но не все так просто.
«Учитывая, что в последнее время европейские регуляторы пристально следят за рынком dark pools и не исключают возможности проверки пулов на предмет законности и обоснованности освобождения их от раскрытия информации, я бы не стал прогнозировать большой рост объемов торгов в «темных пулах» в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — предупреждает Беляков.
В России подобный режим также существует, он был введен на Московской бирже в прошлом году, отмечает Бит-Аврагим. Но ему далеко до того места, которое dark pools занимают на крупных западных площадках.
«Среди акций, допущенных к обращению в этом режиме, — «Аэрофлот», ВТБ, «Газпром», ГМК «Норильский никель», «Северсталь» и еще около 20 эмитентов. Минимальный объем заявки для режима dark pools — 5 млн рублей, — отмечает Беляков. — Суммарный оборот, по данным биржи, за I квартал 2012 составил 3,9 млрд рублей». Поэтому для бирж в России, в отличие от западных, проблема dark pools пока не актуальна. Причины — низкая ликвидность и большая волатильность местного рынка, заключает Бит-Аврагим.

 http://www.gazeta.ru
2 Комментария

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн