Ничто не забыто
Правительство вспомнило о долгах по советским вкладам
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости, архив
Министерство финансов разработало законопроект, который в случае принятия позволит государству полностью рассчитываться с гражданами по советским вкладам. План Минфина прост: поскольку денег на более-менее справедливую компенсацию недостаточно, нужно существенно сократить свои обязательства, и тогда средств хватит на всех. Чиновники считают, что таким образом удастся «закрыть вопрос» о дореформенных вкладах.
О разработанном Минфином законопроекте в среду, 10 июля, написала газета «Коммерсантъ». По данным издания, документ внесен в правительство. Законопроект предусматривает, что граждане будут иметь право на компенсацию всех открытых в СССР вкладов по курсу четыре российских рубля за один советский. Те граждане, которые уже получали компенсации, смогут претендовать на суммы, уменьшенные на объем уже выплаченных им средств. Деньги советским вкладчикам планируется выплачивать до 2021 года. По подсчетам ведомства, на эти цели потребуется 340 миллиардов рублей, при этом 150 миллиардов необходимо заложить в бюджет на 2014-2016 годы.
Таким образом, пишет газета, в Минфине рассчитывают «закрыть вопрос» советских вкладов. По данным издания, большинство профильных ведомств согласовало законопроект. С критикой выступило только Министерство экономического развития, которому не понравился коэффициент в четыре рубля. Чиновники ведомства заявили, что Минфин выбрал наиболее комфортный для бюджета вариант, хотя можно подумать и о большем размере компенсаций, и предложили доработать законопроект с учетом его социальной значимости. Когда он может быть принят и стать законом, не уточняется. Даже если Минфин и пересмотрит суммы компенсаций, на полное погашение задолженности государства по советским вкладам чиновники точно не пойдут.
Когда все сгорело
В Советском Союзе, несмотря на отсутствие рыночной экономики, существовали финансовые институты, оказывавшие населению вполне «капиталистические» услуги. Так, граждане СССР могли страховать имущество, здоровье и жизнь, а также размещать деньги на счетах в сберегательных кассах. Правда, советские финансовые институты, в отличие от их западных «коллег», не стремились получить коммерческую прибыль и решали в основном социальные задачи. Государство, в свою очередь, активно рекламировало (например, так) финансовые услуги и продвигало их среди населения.
Реформа финансовой системы в СССР началась в конце 1980-х. Поскольку многочисленные сберегательные кассы уже не удовлетворяли потребностям населения, в стране с 1987 года начал работать Сбербанк СССР. Тогда же было покончено с монополией в страховой отрасли, в которой до этого работали только Госстрах и Ингосстрах. На конец 1980-х пришелся и резкий рост сбережений населения. Тогда в условиях дефицита торгового баланса правительство использовало «печатный станок» для восполнения нехватки средств. Поскольку денег в экономике становилось больше, доходы населения росли, что на фоне дефицита товаров на полках побуждало население откладывать свободные средства.
К 1991 году, когда Советский Союз распался, граждане РСФСР имели на счетах в Сбербанке вклады на 315 миллиардов рублей. Кроме того, граждане заключили договоры личного страхования в общей сложности на 30 миллиардов рублей и вложили в государственные долговые бумаги около 840 миллионов. В 1991 году Сбербанк СССР был ликвидирован, а на его место пришел Сбербанк России. Но сбережения советских граждан погубила не административная чехарда, а начавшаяся в результате либерализации цен гиперинфляция. В результате сами вклады, личные договоры в Госстрахе и долговые бумаги формально не «сгорели», но, обесценившись в сотни раз, оказались бесполезными.
Экономисты до сих пор спорят, что явилось основной причиной произошедшего скачкообразного роста цен. Многие указывают на то, что в конце 1980-х и в начале 1990-х правительство использовало «печатный станок» для получения необходимых средств, увеличивая таким образом объем ничем не обеспеченных денег в экономике и разогревая инфляцию. Кроме того, в советской экономике имел место так называемый «отложенный спрос»: граждане накапливали деньги, не имея возможности приобретать интересующие их товары, и после открытия границы начали усиленно их тратить. Это подстегнуло рост цен. Свою роль сыграла и монополизация российской экономики: во многих регионах имелось только одно профильное предприятие (например, один молокозавод, один производитель муки и так далее). Такие компании после либерализации цен сразу начали завышать их, пользуясь отсутствием конкурентов.
Как вклады возвращали
«Сгоревшие» вклады россиян, наравне с «грабительской» приватизацией, падением промышленности и другими последствиями рыночных реформ стали одним из основных козырей коммунистов в политической дискуссии. В 1995 году коммунистическая фракция, на тот момент находившаяся на пике своего влияния в Госдуме, провела через парламент закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ». Документ предусматривает, что государство гарантирует гражданам сохранность сбережений, в том числе и тех, которые были сделаны до 1991 года.
При этом, согласно закону, под ценностью сбережений понимается их покупательская способность. Ценность сбережений, созданных в СССР, определялась как их покупательная способность в 1990 году. Если сбережения «сгорали», они превращались в долгосрочные обязательства Российской Федерации. Какой механизм должен быть задействован для компенсации средств, закон не описывал. Фактически государство (с подачи парламента) взяло на себя ответственность за обесценивание сбережений, но о том, как их компенсировать, не подумало.
Компенсации по советским вкладам с 1996 года начал выплачивать Сбербанк, являющийся правопреемником одноименной советской структуры. Однако объемы выплат, несмотря на принятый закон, далеки от реальной покупательной ценности советского рубля. Так, в 2009 году Сбербанк выплачивал владельцам советских вкладов суммы их остатка плюс дополнительную компенсацию, которая не превышает размера остатка. В 2012 году финучреждение платило гражданам, рожденным до 1945 года, по три рубля за каждый советский рубль, а тем, кто родился позже, — по два рубля. С 1996 года были выплачены компенсации на 465 миллиардов рублей.
Сколько стоят советские вклады?
В конце 2012 года Министерство финансов оценивало долг перед вкладчиками, с учетом разницы покупательной способности современной российской и советской валют, в 27,7 триллиона рублей. Таким образом, к настоящему времени с 1996 года властям удалось погасить около одной шестидесятой задолженности перед вкладчиками. Если следовать расчетам Минфина, то на каждый советский рубль причитается 85 российских, то есть в двадцать раз больше, чем ведомство Антона Силуанова предлагает сейчас.
Похожие цифры получаются и в том случае, если ориентироваться на курс доллара. По оценкам американского экономиста Джуда Ванински, к 1991 году сбережения россиян в банках составляли 600 миллиардов долларов. Согласноинфляционному калькулятору, с 1991 года рост цен к доллару США составил 71 процент. Следовательно, задолженность России по советским вкладам должна составлять около триллиона долларов, или около 33 триллионов рублей. Это в два раза больше, чем ожидаемые доходы российского бюджета в 2013 году. В таком случае гражданам придется выплачивать даже не по 85 рублей на каждый советский, а по сто.
Очевидно, что российский бюджет сейчас не может позволить себе такие траты и ни на какую компенсацию вкладов по покупательной способности рассчитывать не стоит. Законопроект, предложенный Минфином, нельзя даже назвать популистским, так как вряд ли кто-то будет доволен компенсацией в несколько сотен рублей и даже в несколько тысяч рублей. Скорее всего, документ просто должен ликвидировать юридическую несуразицу, которая возникла в связи с принятием закона о компенсации вкладов 1995 года, и навсегда «закрыть вопрос» о дореформенных сбережениях. Что касается граждан, то большинство, скорее всего, для себя вопрос советских вкладов уже закрыло.