Впервые о планах Carlyle купить зарубежные активы «ЛУКОЙЛа» стало известно в ноябре 2025 года – в том же месяце у российской компании сорвалась сделка со швейцарским нефтетрейдером Gunvor.. При этом Gunvor планировал купить все зарубежные активы «ЛУКОЙЛа», тогда как в периметр сделки с Carlyle не вошли проекты российской компании в Казахстане.
Список зарубежных активов у «ЛУКОЙЛа» достаточно широк. «Крупнейшими из них являются доли в нефтеперерабатывающих заводах в Болгарии, Румынии и Нидерландах, доля в иракском проекте «Западная Курна-2», добывающие проекты в Азербайджане и ряде африканских стран (Египет, Нигерия, Камерун, Гана, Республика Конго), а также сеть АЗС в ряде стран, в том числе европейских.
Вероятность заключения сделки по продаже зарубежных активов «ЛУКОЙЛа» компании Carlyle эксперты в целом оценивают выше по сравнению с Gunvor.
Carlyle – один из крупнейших частных инвестфондов мира с активами под управлением в сотни миллиардов долларов и близка к американской власти:
штаб-квартира в Вашингтоне, в 10 минутах ходьбы от Белого дома, топовые чиновники, включая бывших президентов Бушей – младшего и старшего –, числились в Carlyle советниками и даже входили в совет директоров.
Однако, если эта сделка и будет заключена, под вопросом остаются возможность, сроки и форма выплаты компенсации «ЛУКОЙЛу» за фактически бесплатный выход из дорогостоящих зарубежных активов.
Основным риском для компании является возможность заморозки средств во внешнем контуре.
Миноритариям пока рано открывать шампанское и подставлять ведерки под водопад дивидендов. Деньги от продажи по текущим условиям должны быть заморожены на спецсчете до полного снятия санкций. Надолго? Вопрос, мягко говоря, философский