По мере приближения к новогодним праздникам панические настроения инвесторов росли. Новой точкой кристаллизации паники стала «Уральская сталь» ― промышленный гигант Оренбургской области и один из крупных игроков отрасли черной металлургии.
«Отчетность ухудшалась и ухудшалась. Убытки и чрезмерно высокая долговая нагрузка на фоне короткого банковского долга и погашений нескольких выпусков облигаций в относительно короткой перспективе не внушали никакого оптимизма инвесторам, ― объясняет происходившее эксперт АВО Михаил Локшин.
«Пересмотр рейтинга выглядит вполне обоснованным. Подобные пересмотры с существенным понижением случаются: например, у “Сегежи” рейтинг был понижен с А− до ВВВ, затем до ВВ+ в течение примерно года, а текущий у нее ВВ−, как и у “Уральской стали”», ― напоминает Михаил Локшин.
По его оценке, вероятность манипулирования котировками все же существует, но есть и более простое объяснение: существенное понижение рейтинга, до ВВ−, вынуждает институциональных инвесторов продавать такие бумаги. И вполне вероятно, что некоторые начали продажи заранее — сразу после плохого отчета за девять месяцев.
«Облигации “Уральской стали”, номинированные в рублях, с погашением в 2028 году торгуются с доходностью 42–44 процента, а с погашением в апреле 2026-го — с доходностью к погашению 170 процентов годовых. Вопрос не в манипулировании, а в отсутствии покупателей», ― поясняет представитель АВО.
В АВО и вовсе указывают на то, что по показателю «покрытие процентных расходов» у эмитентов первого эшелона (с рейтингом ААА) по состоянию на конец 2025 года ситуация была такой же, как у компаний третьего эшелона (ВВВ‒В) в 2023-м. То есть риски выросли во всех рейтинговых группах. Ну и очевидно, что кредитный рейтинг в сложившихся условиях может запаздывать.
Что инвестору делать в этом случае?
АВО поделилась своим рецептом: помимо рейтингов опираться на изучение отчетности эмитента, открытость компании к коммуникациям с инвесторами.
Многие инвесторы отслеживают перечисление денег эмитентом в НРД и раскрытие этого факта в Центре раскрытия корпоративной информации (ЦРКИ). Если компании перечисляют деньги накануне дня выплаты или рано утром, рынок успокаивается. Но есть компании, которые перечисляют деньги в последний момент, ближе к вечеру. Эмитент ничего не нарушил, но инвестор нервничает и в результате просто не хочет держать в портфеле бумаги такого эмитента. Тут в качестве примера можно опять-таки привести «Уральскую сталь» и ее декабрьское погашение: купон в НРД пришел в 18:50 по московскому времени, а раскрытие в ЦРКИ по выплате купона и погашению произошло в 19:49 по тому же времени. Это придает котировкам дополнительную волатильность.
«Есть эмитенты, бизнес которых и их проблемы особенно часто обсуждают в чатах, ― говорят в АВО. ― Как правило, у этих эмитентов облигации торгуются с большей доходностью. Покупать бумаги такого эмитента или нет ― личный выбор инвестора: как он оценил для себя, покрывает ли данная доходность риск».
Тут следует напомнить, что получить двузначную доходность около ставки ЦБ можно вообще без риска, используя депозиты. А если доходность сильно перекрывает депозит, то и шанс, что компания не осилит выплаты, сильно возрастает.
Подробнее в материале